Сейчас у подростков новый тренд - они ползают толпой, на четвереньках, как тараканы в торговых центрах и магазинах.
Не пугайтесь, когда увидите.
Поиск острых ощущений, жажда риска, желание казаться «крутыми» в глазах сверстников подталкивают подростков на испытание себя в разного рода играх и челленджах.
Некоторые челленджи просто глупые, а многие игры опасные и приводят к несчастным случаям: челленджи по поеданию капсул для стирки белья, игра "Беги или умри", игры на перекрытие сонной артерии "Собачий кайф" и т.п.
Рисковать и доказывать окружению, что ты смелый, креативный, не такой как все — нормальная потребность подросткового возраста. Подростки хотят принятия, а такие игры им позволяют испытать социальное принятие, чувство общности, ощущение своей «крутости и модности».
Большинство подростков чувствуют себя неуверенно. И самый безопасный и простой способ обрести уверенность – это быть в толпе, вместе со всеми.
Подростки хотят внимания. Когда ты популярен, на тебя обращают внимание. Когда ты не уверен в себе, ты хочешь ещё больше внимания, чтобы поднять самооценку.
Современные технологии тиражируют рискованные практики с огромной скоростью. И многих подростков возможность «увеличить свою известность» с помощью интернета подогревает участвовать в рискованных действиях под камеру или в прямом эфире.
В этом возрасте у ребенка еще отсутствует критичность мышления, им трудно оценить риски и последствия своего поведения. Они считают все это шуткой, и думают, что с ними ничего страшного не случится.
Так как же обезопасить подростка от опасных игр и челленджей?
Лучшим средством является профилактика.
- Важно формировать у ребенка ценность жизни и здоровья. Ведите с ним открытые разговоры, делитесь своими наблюдениями, рассказывайте случаи из жизни, опирайтесь на собственный жизненный опыт.
- Учите подростка распознавать манипуляцию и говорить «нет», когда его пытаются «взять на слабо». Обсудите с ним, как и когда лучше говорить «нет», научите конкретным фразам, потренируйтесь, проиграйте ситуации.
- Но более важно научить ребенка самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях. Помогите ребенку развить интерес к самому себе, понять себя, свою ценность, индивидуальность и жизненные ориентиры.
- Чтобы ребёнок мог уверенно отстаивать своё мнение, необходимо давать ему возможность высказываться и проявлять свое мнение дома. Не подавляйте его своим родительским авторитетом. Семья является идеальным местом для подростка, чтобы научиться этому. Уважайте его позицию во всех ситуациях, где возможно, учитывайте его мнение. Тогда подросток будет понимать, что высказаться безопасно, это можно и нужно делать.
- Давайте подростку возможность испытывать яркие эмоции в безопасной обстановке (игры, квесты, соревнования)
- Мир подростка зачастую разделяется на «круто» и «фу», то, что считается хорошим и модным, и то, что является отстоем, не модным и т.п. Поговорите с вашим ребенком, чтобы выяснить, что для него является "крутым", а что относится к "фу". Возможно, вы будете удивлены.
- Уделите больше внимания и любви своему подростку. Проявляйте интерес к его жизни, увлечениям и переживаниям. Важно работать над его самооценкой и установлением личных границ. Изучите окружение, в котором ваш ребенок находится.
В подростковом возрасте Общение становится наиболее важной потребностью. В это время подростки начинают проявлять больший интерес к внешнему миру, ориентируются на своё окружение и стремятся определить свою позицию в нём.
Подростки сближаются с теми, кто им интересен и начинают уподобляться им, чтобы лучше понять себя и свою самоидентификацию.
Вопрос в том, выбирает ли подросток своё окружение самостоятельно или окружение выбирает его, и он присоединяется к кому-то без своей воли.
Подростку важно объяснить, как его развивает его окружение, что это ему дает.
Взрослому человеку важно не критиковать выбор ребёнка, а постараться понять, что именно привлекает его в этой среде и как она способствует его развитию. Только так можно найти альтернативу и удовлетворить потребности подростка.
Для улучшения общения с подростком важно переключиться с контроля на интерес, чтобы интерес стал на первом плане, а контроль – в фоновом режиме.
Такой подход позволит избежать односложного и игнорирующего взаимодействия, а также сохранить желание подростка поддерживать связь с родителем и быть на него похожим.
Необходимо научиться находить общий язык с ребенком и развивать навыки эффективной коммуникации. Чем младше ребенок, тем важнее создать такую обстановку, которая будет способствовать его личностному развитию и которую он будет поддерживать самостоятельно в дальнейшем.
Для этого необходимо не бояться делить свою родительскую роль с другими значимыми взрослыми, такими как учителя или тренеры.
Важно осознанно искать положительные влияния в окружении, учитывая интересы ребенка. Если подросток будет находить удовлетворение в своей личной значимости, то он останется в этой поддерживающей среде.
Автор: Ракевич Елена Петровна
Психолог, Детский нейропсихолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru