На берегу самой продолжительной многоводной реки Евразии Янцзы расположен город сходного названия Янчжоу (как Волга и Волгоград). В самом Китае реку называют Чанцзян, то есть "длинная река. Это также самая длинная в мире река, протекающая по территории одного государства, из чего просится вывод, что на ее берегах селились многочисленные китайские племена, а затем и граждане объединенной Поднебесной. Совершенно закономерно, что со временем река обросла поселениями сельского типа, а в 20 веке - многомиллионными городами.
Бассейн реки имеет важное культурное, историческое и экономическое значение для Китая. Все, что развивалось на ее берегах, любят называть поэтическими и символическими названиями. Например, парк «Три параллельные реки», каньон "Три ущелья", электростанция "Три плотины". Не удивительно, что и новое общественное пространство города Янчжоу возникло на берегу реки Янцзы в провинции Цзянсу, недалеко от столицы провинции Нанкина, и получило схожее по форме название - "Три двора".
Если провести аналогии с российским загородным строительством, то это что-то вроде бизнес-центра и общественно-культурного центра для жителей близлежащих деревень. А по-русски, по-стародеревенски: поселковый клуб с ремесленными зонами.
Мне очень хочется показать этот проект с разных сторон, чтобы вы могли почувствовать разницу в государственных подходах к созданию комфорта в загородной зоне.
У нас в России есть суперкрутые варианты общественных пространств в загородных территориях и высококомфортные зоны близ индивидуального жилья. Но... в закрытых дорогих коттеджных поселках. Всё для своих.
В поселках для народа в лучшем случае будут частные спортивные, художественные школы, детские клубы или кафе - некая разновидность мест для досуга. Городские общественные бесплатные интересные пространства, да, развиваются. Загородные - только в рамках коттеджных поселений, причем, с архитектурой "чем дешевле (читай: примитивнее), тем лучше".
Что же создал архитектор Чжан Лэй берегу реки Янцзы в провинции Цзянсу, неподалеку от столицы провинции Нанкина?
Он объединил несколько блоков помещений лаконичной скатной крыши в непрерывную структуру, и из этих элементов сформировал культурно-развлекательный и деловой центр, состоящий из трех зон.
Внешний вид комплекса сюрреалистичен за счет особой кладки кирпича. Кажется, что здание дышит всеми строительными альвеолами легких.
Кладка "на просвет" является остромодной, это один из мировых трендов. Но "просвет" в проекте "Три двора" - всего лишь трюк.
А за проект на фото ниже архитектор собрал немало наград.
И все это продвинутое и актуальное в какой-то деревне?! И это построил один из самых известных современных архитекторов мира?! Да, ладно! Но так и есть.
- И тебе это нравится? Это не дом, а сыр в дырках, - сказал мне один застройщик, увековечивший человейники на отдельно взятой территории края.
Да, мне это очень нравится! И никакой это не сыр, а потрясающий опыт игры с фактурами, цветом, воздухом.
Посмотрите, как классно архитектор использует тему ажурной решетки - она глухая, конечно, иначе бы вся пыль и мусор с полей оседали внутри здания. Но входную решетку делает полой, и на подсознательном уровне крытая кладка воспринимается, как проницаемая, воздушная.
Кирпичный решетчатый узор создает интересную игру теней на стенах с четким строем проемов. Архитектурные эксперты сразу же окрестили этот прием сочетанием "Инь-Инь" - темного и светлого, выпирающего и принимающего, положительного и отрицательного, мужского и женского начал. А это уже философия строительства, место для размышлений, приводящее посетителей в состояние уравновешенности, релакса, гармонии с миром.
Приветствую всех, кто впервые читает мой дзен-блог. Я руководитель строительной компании "Атлант" (г. Краснодар, хотя строим и по России, но преимущественно на юге страны). Меня интересует малоэтажное и индивидуальное внутригородское или пригородное строительство, так как это хлеб моей компании. В блоге я рассказываю об особенностях жизни на юге в своем доме, о строительстве, отделке и ландшафтном дизайне частного дома.
Я был долгое время очарован умением нидерландских строителей из простого кирпича создать уникальные, прекрасные здания и комплексы...Но пока мой взор был обращен на запад, на востоке выросла генерация уникальных архитекторов. Один из них - Чжан Лэй (Zhang Lei)- невероятный мастер!
Чжан Лей (Zhang Lei) - профессор факультета архитектуры и городского планирования Нанкинского университета, директор Института архитектурного проектирования и творчества, основатель и главный архитектор Zhang Lei United Architects (Нанкин и Ханчжоу).
Маэстро сочетает преподавание с активной архитектурной практикой, он из числа "действующих тренеров", которые учат "плаванию", умея "плавать", в отличие от сотен теоретиков, забывших тяжесть кирпича в руках.
Чжан Лэй открыл свою студию Atelier ZhangLei в Нанкине в 2001 году, и за десяток лет его ателье стало ведущим в Китае. В мае 2009 года журнал Icon Magazine назвал Чжан Лэй одним из 20 архитекторов, которые преобразуют будущее и меняют способы строительства. В 2012 году его Ателье ZhangLei вошло в число десяти архитектурных бюро по всему миру, выбранных журналом «Architectural Record» в качестве лучших. Его «Дом с бетонными прорезями» был удостоен почетной награды на церемонии "World Emerging Architecture Awards 2008", и за него же получил золотую награду на церемонии вручения наград "HKIA Cross-Strait Architectural Design Awards 2013".
Чжан Лэй также активно участвует в крупных международных выставках современной китайской архитектуры, проходящих в Нидерландах, Франции, Германии, Италии, США и Японии. Его работы публикуются в отечественных и международных журналах и сборниках: GA Document, Domus, Lotus, Architectural Record, Architectural Design, Architectural Review, Mark, Wallpaper, Oris, Area, Hise, Architecture Now, Architecture Now Houses, Architecture Now Museums, и т. д.
Самое странное, архитектор не любит показывать свое лицо. Даже на сайте Нанкинского университета его фото неясно и размыто. Он из тех, кто не считает правильным портить карму популярностью. Его главное желание - строить гармоничные дома и учить тому же молодых коллег.
Но я покажу вам его редкое изображение. В молодости:
И сегодня:
Для общества архитектура — это материальное проявление человеческой цивилизации, для отдельных людей — прибежище для тела и духа.
Культурные атрибуты архитектуры реализуются, прежде всего, через материалы. Причем, понятие "материал" шире собственно материала, из которого изготовлено здание. Независимо от того, что лежит в основе строения - дерево или кирпич, если это просто вещи с обычными материальными свойствами, и в этом нет культуры. А если к этому прибавить методы и философию строительства, принятые в том месте, где вы начинаете строить, то возникает культура, -
считает Чжан Лэй.
Как думающему архитектору, ему было важно понять, как впишется комплекс зданий в окружающую среду. Это и экологические характеристики творческой среды, и соответствие контексту строительных материалов данной местности. Внедрение новых форматов зданий в уже сложившуюся культуру строительства подобно акупунктуре, - считает мастер. Важно сконцентрироваться на точках - деталях, мелочах и через выявление их силы построить весь дизайн.
Вот одна из его работ. Оригинальное размещение здание торцом вперед, точный выбор материалов, интересная геометрия, дополнительные возможности "удвоения" отражением, - и при этом простота и изящество!. Такой лаконичный и элегантный дом украсил бы любую местность, он интернационален по сути, но и по-восточному глубоко многозначен.
Или такая восхитительная идея дома, растворенного в небесах...
«Строить здание — это все равно, что создавать швейцарские часы», - говорит он. То есть архитектура должна быть точной и служащей максимально долго.
Чжан Лэй переживает за то, что китайской строительной отрасли не хватает выдержки и такта для создания долговечных эстетичных зданий. Массовая застройка сбила "прицелы" и размыла вкус. Безответственность при строительстве "абы как" удручает мастера, и он не забывает говорить об этом в каждом своем интервью...
Эх, если бы российские застройщики и ведущие архитекторы так переживали за архитектурную среду нашего народа...
Принцип Чжан Лэя при выборе материалов — «разумность», а его отправная точка — «адаптация мер к местным условиям».
Чжан Лэй считает, что в сельской местности можно найти множество ценных традиционных строительных материалов и строительных технологий, которые цементируют времена, в которые складывался традиционный строительный ремесленный дух. И, в частности, для своего комплекса "Три двора" он использовал глину береговых отложений реки Янцзы для производства кирпичей.
Комплекс зданий общественного пространства стал своего рода мостом между традиционной фермерской местностью, расположенной вокруг, с другой стороны, задал новый вектор развития места, ведь он принес культуру бизнес-парка с новыми офисными зданиями и культурными площадками.
Каждое из трех зданий реализует идею природных элементов - дерево, вода, камень. Один комплекс украшен бамбуком, другой оживлен близлежащим ручьем, третий - камнями интересной формы. .
Каждое из зданий имеет два входа с мощенными кирпичом двориками и садовыми дорожками, они ограничены кирпичной решетчатой стеной. Красный кирпич контрастирует с зелеными растениями, - все это отражается на глади водоемов в небольших дворах. Внутри зданий никаких довлеющих элементов - простота и простор: белые стены и серые полы. Каждый комплекс состоит из нескольких небольших комнат для переговоров и доверительных встреч, выполненных в стилистике китайского общепита. Кроме того, там есть вместительные коллективные помещения для общественных собраний, торжеств, с кейтерингом или ресторанной подачей.
Архитектор подчеркивает, любое современное здание, как дерево, вырастает на местной почве, и оно не может быть сотворено с отрывом корней от действительности.
Людям уже порядком попортили вкус ультрамодной архитектурной культурой, которая во много искажена влиянием идей глобализации, примитивной безвкусицей недоучек и все это еще накладывается на низкое качество строительства, - говорит Чжан Лэй.
Поэтому в своей строительной практике он исходит из незыблемости "трех мировых китов":
1. Здания не должны контрастировать резко с окружающей средой и исторической застройкой.
2. Материал зданий должен перекликаться со вкусами местности.
3. Конструктив зданий должен безупречным, остроумным и очень надежным.
.
Есть такая точка зрения на строительные материалы: «основной движущей силой архитектуры в 19 веке были камень и дерево, а в 20 веке – бетон».
Но строить с расчетом на завтра - это значит иметь в виду и некий новый материал 21 века. "Люди скоро столкнутся с нехваткой ресурсов, - говорит Чжан Лэй. - Экологичные материалы станут выбором, который людям придется сделать после 21 века. Хотя у отдельных архитекторов и отдельных заказчиков всегда будет преимущество широкого выбора, общество в целом будет нацелено на экологичные варианты: использование энергоемких материалов, наносящих вред окружающей среде, будет прекращено, а зрелые, пригодные для вторичной переработки промышленные продукты с низким коэффициентом энергопотребления, такие как стекло, керамика, пластикаты будут использоваться повсеместно".
Но в начале 21 века в китайской деревне еще возможен островок из экологически чистого кирпича - комплекс зданий, не выпадающий из стилистики сельской местности. И при этом абсолютно авангардное и глубоко национальное современное общественное пространство "Три двора".