Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

🟡🇩🇪📰(+)Die Welt: «Никогда не принимайте в обучении детей азиатскую систему давления на результат» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Die Welt в статье «Никогда не принимайте в обучении детей азиатскую систему давления на результат» рассказывает, что в исследовании Pisa ученики из Германии показывают худшие результаты, чем когда-либо прежде. Школьный исследователь МакЭлвани видит три основные причины этого - в том числе тот факт, что «значительно больше детей» не говорят дома по-немецки. Однако она предостерегает от «сильного давления» на них, как это делают азиатские страны. Так что же она советует? Уровень упоротости: умеренный 🟡

© Getty Images
© Getty Images

Психолог Неле МакЭльвани является руководителем Международного исследования чтения в начальной школе (Iglu), которое считается эквивалентом исследования Pisa для учеников начальной школы. Её исследования посвящены изучению преподавания и обучения в школьном контексте, а также образованию и миграции.

WELT: Госпожа МакЭльвани, почему Германия занимает столь посредственное положение в международном сравнении, когда речь идёт о школьном образовании?

Неле МакЭльвани: Прежде всего, мы не только находимся в середине международного сравнения, но и в среднем хуже, чем были раньше. Другими словами, у нас нет системы образования, которая сохраняет свои хорошие позиции или развивается в положительном направлении. Мы представляем собой систему образования, в которой ученики с течением времени показывают всё более низкие результаты как в математике, так и в чтении и науке. И это проблема.

WELT: Если вы посмотрите на рейтинги в исследовании Pisa, то увидите, что на первом месте находятся страны Восточной Азии: Сингапур, Япония, Южная Корея, Тайвань. Почему ученики там показывают такие высокие результаты?

МакЭльвани: Трудно сравнивать культурно и социально отличную систему с Германией и говорить: «Мы хотим, чтобы теперь всё было точно так же». Но в этих странах всё же можно увидеть меры, которые, вероятно, являются эффективными для достижения успеха и которые мы, конечно, хотели бы видеть и в Германии.

Сингапур, например, показал очень хорошие результаты в исследовании Pisa, а также в исследовании Igloo, эквивалентном Pisa для начальных школ. За последние 20 лет он развивался очень позитивно. +59 баллов. Двадцать лет назад они были хуже Германии, но теперь они явно обогнали нас.

В Сингапуре детей тестируют в самом начале первого класса на наличие предварительных навыков, таких как чтение и математика. В школах выясняется, что в каждой группе от 12% до 14% детей нуждаются в дополнительной помощи, которую они получают непосредственно в небольших группах. Они не ждут, пока различия станут всё больше и больше, и будет всё труднее восполнять недостатки. Систематический скрининг на предмет, кому из детей нужна поддержка, проводится с первого дня обучения в начальной школе.

-2

WELT: Возможно, школа также имеет иной статус в обществе и, в частности, дома?

МакЭльвани: Культурная ценность и социальный статус образования в этих странах, положительно говоря, очень высоки: как в отношении цели образования, так и в отношении самих детей и подростков, а также их семей, которые стоят за ними. Тот факт, что достижения воспринимаются по-разному и сопровождаются желанием учиться в школе, конечно, имеет и обратную сторону: большое давление [а как иначе-то? — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].

Но многие из компетенций, о которых мы говорим в PISA, - например, навыки чтения - ученики должны сначала отработать на практике. Это просто рутина, пока она не станет автоматической; она не приходит сама собой, а требует определённой доли усердия и настойчивости.

То же самое относится и к математике. Нам, безусловно, нужно обратить внимание на нашу систему образования, чтобы понять, достаточно ли времени отводится на школьных уроках для целенаправленного преподавания материала. Но мы также должны убедиться в том, что это пространство предоставляется ученикам и вне уроков: ключевое слово all-day care [«круглосуточная забота» (англ.) — прим. «М.П.»].

Неле МакЭльвани, руководитель Института школьного развития Дортмундского технического университета и профессор психологии © Simon Bierwald/TU Dortmund/Simon Bierwald | INDEED Photography
Неле МакЭльвани, руководитель Института школьного развития Дортмундского технического университета и профессор психологии © Simon Bierwald/TU Dortmund/Simon Bierwald | INDEED Photography

WELT: В Германии ученики оцениваются и в других форматах: например, совместная работа в классе или при проведении презентации. В азиатских странах часто бывает так, что всё сводится к тестам. Насколько полезен метод оценки Pisa, основанный на тестах?

МакЭльвани: Я думаю, что этот метод имеет большой смысл, потому что эти тесты объективно измеряют достигнутые компетенции. Не следует полагать, что все желаемые результаты образования достигаются или измеряются таким образом. Это, конечно, не так. Вопрос мотивации, позитивной самоконцепции, развития граждан, которые хотят брать на себя ответственность за общество. Это другие вопросы, которые, конечно, не измеряются этими тестами.

Эти тесты измеряют базовые навыки: чтение, математику и естественные науки. И они делают это на очень высоком качественном и научном уровне.

WELT: А что, по-вашему, имеет наибольший смысл с точки зрения образования? Подготовка к экзаменам, индивидуальные занятия и репетиторство после школы?

МакЭльвани: Я бы точно не стала выступать за принятие азиатской системы давления на успеваемость [ну и зря — прим. «М.П.»]. В то же время мы обязаны дать возможность всем детям и подросткам в этой стране получить образование и сделать жизненную карьеру в соответствии с их потенциалом [а-а-а-а, вот в чём дело! Кто-то ж должен в ПТУ идти и руками работать. Зачем нам столько носителей университетских дипломов? — прим. «М.П.»]. Многие дети просто не в состоянии достичь базовых уровней в этих очень важных ключевых компетенциях.

Это серьёзная проблема, требующая принятия мер. Мы несём социальную ответственность как за детей, которые впоследствии не смогут получить соответствующее образование и сделать карьеру, так и за общество в целом.

WELT: Каковы, на ваш взгляд, основные причины того, что школьники в Германии стали учиться хуже, чем раньше?

МакЭльвани: Вероятно, мы имеем дело с тремя явлениями. Первое - это последствия пандемии коронавируса, которые, безусловно, оказывают значительное влияние. Мы также видим в других странах, не только в Германии, что этот длительный период неопределённости, закрытие школ и цифровые уроки привели к дефициту знаний у детей и молодёжи.

Помимо короны, серьёзной проблемой является изменение состава учащихся. У нас значительно больше детей, говорящих дома не на немецком языке, что является дополнительным препятствием и требует дополнительной поддержки, в том числе в системе образования. Доля детей с миграционным бэкграундом сегодня составляет более 10%.

Третий аспект - это вопрос о том, что происходит в нашей системе образования. Насколько подготовлены дети? Проводится ли своевременная диагностика, чтобы определить, отстают ли они в учёбе или имеют ли менее благоприятные предпосылки, чтобы затем оказать им целенаправленную и обязательную поддержку? Что можно сделать с нехваткой учителей? Это третье направление объединяет целый ряд вопросов, которые затрагивают нашу школьную систему в Германии.

WELT: Какие последствия должна извлечь Германия из новых результатов PISA?

МакЭльвани: Систематическое продвижение ключевых компетенций: навыков чтения, математики, естественных наук, с использованием эффективных методов и в сочетании с регулярным обследованием учеников, как, например, в Сингапуре. Таким образом, мы сможем на ранней стадии увидеть, кто нуждается в дополнительной поддержке. Это даст детям и подросткам возможность своевременно наверстать упущенное.

Автор: Тим Далдруп. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: да на самом деле нужно просто ввести в школе вновь старые добрые телесные наказания. На 100% уверен, что отстающие подтянутся.

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵

🤝Поддержать проект «Мекленбургский Петербуржец»