Найти в Дзене

Адаптация ребенка к новой среде: что зависит от семьи?

Есть ли какие-то особенности взаимодействия в семье, которые могут помогать или мешать детям адаптироваться к школе или другой новой среде?

Нам кажется, что да.

В целом, в любых новых местах (включая школу) себя будут лучше чувствовать:

А) Дети, которые живут с ощущением, что они любимые и принимаемые своей семьей, и это не надо «зарабатывать» тк эта любовь безусловна. Это самое-самое важное, это фундамент. Если я знаю, что я хороший и любимый, и могу прийти за поддержкой – мне легче выдержать стресс, критику, недоброжелательность, другие испытания, тк я могу пробовать новое и знать, что если даже я не сразу буду в этом успешен – меня не отвергнут.

Б) Дети, которые живут в семьях с понятными, последовательным и умеренно-гибкими правилами. Речь про детей, которые видят перед своими глазами достаточно авторитетных взрослых, которые в состоянии принимать решения, очерчивать границы и упорядочивать жизнь и поведение своих детей. На языке системной терапии это описывается термином иерархия, и это во многом будет перекликаться с идеями безопасной привязанности. В целом, это можно представить достаточно просто и логично: человеческий детеныш рождается очень беспомощным, и исходно о нем заботятся и принимают решения его самые близкие взрослые. Эти люди родились раньше, видели и знают больше, и могут решать – что для малыша хорошо и полезно, а что – вредно или опасно. По мере взросления родители будут давать ребенку все больше и больше возможностей принимать свои решения, учиться, ошибаться и приобретать опыт. Для того, чтобы маленький ребенок ощущал мир безопасным и хотел бы его исследовать – ему важно знать, что его мама или папа – сильные, умные и могут его защитить. Это не работает при общении совсем «на равных», без авторитета, уважения, права и умения взрослого в ряде ситуаций говорить «нет», «пора спать» или «пожалуйста, так больше не делай». И детям из семей, где взрослые не устанавливают разумные границы и правила – сложно привыкают к идее, что педагога надо внимательно слушать на уроке или делать предложенные задания.

В) Дети, которые имеют достаточно ощущения предсказуемости, защищенности и спокойствия в жизни (и не тратят, к примеру, все силы на совладание с тревогой на тему «а вдруг папа с мамой окончательно рассорятся?»). Если жизнь – хаос, и нет никакой стабильности, то любое новое – очень тяжело даётся.

Д) Дети, которые знают, что если будет сложно - можно обратиться за помощью и, одновременно, это дети, которым регулярно дают возможность помогать другим и доверяют делать что-то самостоятельно.

Е) Дети, которые слышат понятную, доброжелательную и конструктивную и конкретную обратную связь на свои действия. Это про то, что взрослые помогают ориентироваться и корректируют поведение в случае необходимости; но это происходит в достаточно бережной форме и помогает разобраться в том: что от меня ждут? что хорошо получилось? что важно в следующий раз? что и как можно сделать иначе?