А если такое случается, то учителя – урокодатели, а не педагоги.
И далеко не каждому урокодателю суждено стать Учителем. В этом убеждены руководители Пустотинской средней школы имени Героя Советского Союза П.А. Галкина Кораблинского района – директор Ольга Ивановна Ненастина и ее заместитель по учебно-воспитательной работе Наталья Валентиновна Ковалёва.
Через два года школа отметит свое 150-летие. В школьной летописи годом основания значится 1875. А через два года она была преобразована в одноклассное образцовое училище Министерства народного просвещения. В разные исторические эпохи школа была женским церковно-приходским училищем, школой первой и второй ступеней, девятилетней и семилетней, была школой сначала сельской, а потом рабочей молодежи. Пока наконец в 1939 году не получила статус средней с 10-летним сроком обучения. Она и сегодня такая.
Из школы в вуз и … опять в школу
Если ты – школьный директор, то приходишь на работу раньше всех, а уходишь последним. Да и дома продолжаешь работать и с документами (без всякой иронии), и удаленно с сайтом школы и в соцсетях.
Ольга Ивановна Ненастина говорит о ненормированном графике своей руководящей работы спокойно, даже улыбаясь.
«Привыкла?» – успеваю я подумать. Тут же, словно прочитав мою мысль, Ольга Ивановна поясняет: «Я и мои одноклассники, когда сами учились, уходили из школы всегда очень поздно. В кружках занимались, к концертам, огонькам классным и конкурсам готовились, стенгазеты рисовали – много всего после уроков успевали!» Важно, что Ольга Ненастина – выпускница Пустотинской школы. К слову, в настоящее время из 14 педагогов школы 9 – тоже ее выпускники. В свою школу Ольга Ивановна пришла на работу после того, как окончила физико-математический факультет Рязанского пединститута. Педагогическая специализация директора – учитель физики, но за годы работы в школе (а их уже набежало 30) вела она, конечно, и математику. Выбор физики объясняет тем, что она – наука живая, она объясняет нам законы мира, в котором мы все живем, устройство самой жизни на земле. Опыты, эксперименты, исследования – это то, что всегда было особенно интересно ей самой. А теперь очень привлекает ее учеников, ведь учитель может увлечь детей только тем, что ему самому интересно.
15 лет – это срок. И не малый
Половину своей педагогической жизни Ольга Ивановна руководит школой.
– Быть директором я никогда особенно не стремилась, – призналась она. – Но когда ушел прежний директор, обстоятельства сложились так, что директором стала я.
По словам Ольги Ненастиной, директор в школе – роль самая ответственная. Ведь директор отвечает и за детей, и за взрослых. И в целом – за всё вверенное ему хозяйство. Именно поэтому на всех возможных должностях трудятся в этой сельской школе мужчины. Оператор котельной (у школы она своя), водитель школьного автобуса (из 45 школьников – 18 подвозят на школьном автобусе), учитель технологии у мальчиков, преподаватель ОБЖ – все они представители сильной половины человечества. Так было заведено в школе прежними директорами. Так есть и сейчас. Потому что нельзя школе на селе без крепких и умелых мужских рук обходиться.
Со смехом вспоминала Ольга Ивановна случай из её рабочей практики, когда на заре директорства, под Новый год треснул газовый котел в школьной котельной. Случилась авария утром 31 декабря. На улице приличный мороз. Впереди – новогодняя ночь, а у молодого директора одна мечта: чтобы система отопления школы не разморозилась. Обзвонила тогда директор всех школьных мужчин, собрались на совет вместе прямо в школе, обдумали, как решать проблему и… «Мужчины общими усилиями работать в котельной начали, а я – в школьной столовой – праздничный обед для них готовить. Ни до, ни после такого новогоднего стола я не накрывала», – улыбаясь, подытоживает директор. Конечно, она сообщила о случившемся в район, и там обещали помочь. Но время уходило, и медлить было нельзя. В тот раз справились сами – к вечеру котел починили.
С каждым годом работы директором Ольга Ивановна все меньше ведет уроков физики. Она, конечно, жалеет об этом, но по-другому не получается. Административно-хозяйственные заботы и хлопоты занимают все больше директорского времени. Справедливости ради замечу, что такова участь абсолютного большинства школьных директоров.
Начинать руководить школьным коллективом ей было и легко, и трудно. Легко – потому что всех знаешь давно и несколько лет работаешь завучем. Но в этом-то и трудность работы в новой должности. Как руководить коллегами, которые много старше тебя, которые тебя учили и помогали тебе во всем, когда ты пришла работать к ним молодым педагогом?
Директорский код доступа
О своих правилах работы в должности директора Ольга Ивановна говорит по-житейски просто.
Не лги. Без дела не ругай. Сначала подумай – потом говори. То, что спрашиваешь с других, потребуй сначала с себя.
Универсальные, в общем-то, принципы, поняла я вдруг, а вовсе не для руководящих работников. И от всей души порадовалась – и за педагогов, и за детей, и за родителей школьников. Да и за всех односельчан директора этой школы. На селе ведь до сих пор люди открыто живут, на виду у всех, как и раньше. Как и раньше, нет в этой школе проблем с гаджетами у детей на уроках. «Как это?» – удивилась я. «А так. Есть коробки в каждом учебном кабинете, туда на перемене, перед началом урока складывают ученики свои телефоны с выключенным звуком и забирают их только через урок. Опять на перемене. Правило это выработали педагоги вместе с родителями. И вопросов больше не возникает.
– У школы есть свой сад-огород, – продолжает разговор об особенностях сельской, в сравнении с городскими, школы Ольга Ненастина – Ученики разделены на бригады, и каждая знает, что и когда на участке делать, чтобы получить осенью весомую добавку к школьному же меню в виде полезных овощей-витаминов.
Трудовым воспитанием занимаются в этой школе системно и уже много лет. И как всегда, директор и педагоги личным примером вдохновляют учеников.
Учитель, воспитай ученика…
– Дети в сельской школе растут на наших глазах. Мы, сельские учителя, не можем их не любить, по-другому быть просто не может, – объясняет мне самое главное в профессии Ольга Ненастина. – Мой школьный наставник и классный руководитель Наталья Валентиновна Ковалёва – очень непоседливый человек. Она любит путешествовать, и нас приучала к этому же. Быть всегда в движении, узнавать в мире и окружающей жизни новое, делать свои открытия.
Между тем, Наталья Валентиновна сидела рядом в кабинете директора во время нашей встречи и время от времени улыбалась. Мне было понятно ее присутствие изначально: заместитель директора по учебно-воспитательной работе в школе – ключевая должность в организации учебного процесса. Переоценить ее сложно. Но вот чтобы и завуч, и наставник, и твой классный руководитель оказался одним и тем же человеком – такое случается нечасто.
– С Ольгой никогда особых проблем не было, она росла ответственным и целеустремленным ребенком, – вступила в наш разговор о педагогах и наставниках Наталья Валентиновна Ковалёва. – И когда учителем пришла к нам работать – тоже. С ней легко…
45 лет работает Наталья Валентиновна Ковалева в Пустотинской средней школе. И когда я спросила ее о напутствии молодым, только-только обдумывающим путь в профессию, людям, будушим педагогам, она произнесла:
– Если вы любите детей и хотите им жизнь посвятить – приходите в школу и работайте.
… Я ни о чем не спрашивала больше Наталью Валентиновну Ковалёву. Потому что узнала ее ученицу. Директора школы – Ольгу Ненастину.
Людмила Трухина
Фото автора и Натальи Ковалёвой
Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"!
Мы каждый день рассказываем о событиях, которые происходят в регионе, пишем о людях, которые меняют область к лучшему)
Присоединяйтесь к нашему каналу. Читайте материалы, пишите в комментариях отклики или ставьте лайки! Ваши поддержка и интерес очень важны!
Другие материалы автора: