Говорят: «Работа должна быть любимой». Найти любимую работу все же можно, но часто к ней в придачу идет «дружный коллектив», с которым вместе работать сплошное «удовольствие». Из-за конфликтов с коллегами порой пропадает сон и не хочется даже вставать по утрам на эту драгоценную «любимую работу». Знакомо?
Однажды ко мне за консультацией обратилась женщина, назовем ее Елена (так как имена клиентов конфиденциальны), которая как раз выбрала себе работу по душе и несколько лет с удовольствием погружалась в рабочие процессы, уже набралась опыта и чувствовала себя уверенным профессионалом на своем месте.
Но вот, в их сложившийся, действительно дружный коллектив, пришла новая сотрудница (назовем ее Олеся) и стала пытаться «показать себя» на новом месте. Едва освоившись, на планерках она вносила ценные предложения, которые, по ее мнению, должны были улучшить рабочие процессы и настаивала, что именно так нужно делать. А делать это должен был отдел моей клиентки вместе с ней.
Представляете ситуацию? У Елены вскипала кровь, поднималось возмущение и гнев на эту «выскочку», но сделать она ничего не могла, потому что та вела себя очень самоуверенно и свысока. Елена только лишь говорила, что это технически невозможно и неправильно, исходя из ее опыта, и делать они так не будут.
Естественно, Елене было неприятно общаться каждый день с новой коллегой из-за ее поведения и из-за ее «ценных предложений». Олеся как будто пыталась командовать ею, хотя ее должность этого не позволяла. И кроме того, общалась с Еленой высокомерно, чем еще больше бесила.
Каждый вечер после работы Елена продолжала спорить с коллегой мысленно, от чего у нее пропал сон. Любимая ранее работа стала угнетать.
Я предложила Елене для начала найти истинную причину конфликта, почему она так эмоционально реагирует на новую коллегу. Ведь она могла просто сказать, что это неудачное предложение и все. То, что это вызывает сильные эмоции и бессонницу, говорит о том, что все намного сложнее. Задавала ей вопросы, которые прояснили, что именно ее цепляет в Олесе.
Когда выяснили, в чем настоящая причина ее реакции на коллегу, Елена удивилась. Сама она не могла заметить в себе и сначала отрицала, что это у нее есть. Но после еще нескольких вопросов признала, что действительно это так, она увидела "свое отражение" в Олесе.
Новенькая тем, что командовала и пыталась поставить себя выше Елены, цепляла в ней самой стремление быть «главной», то есть стремление к власти, лидерству в коллективе. Тогда она сказала мне:
- Глубоко копаете.
Мы нашли ее «теневую» сторону. Она не позволяла себе самой признаться в стремлении к лидерству, поэтому то, что Олеся так активно к нему стремилась, вызывало очень сильные эмоции в Елене.
Так часто бывает. В других нас бесит то, что мы сами себе запретили, и стали считать это «плохим» качеством.
Что же ей делать теперь, после того, как она признала в себе это качество? Как же все-таки решить конфликт с коллегой? Решение есть. Теперь все просто. Олеся уже не будет вызывать у нее такие эмоции, потому что Елена в себе увидела и признала их причину.
Я предложила ей сделать 3 хода, чтобы прекратить конфликт с коллегой.
1. В следующий раз не сопротивляться в ответ на инициативы Олеси, а согласиться с ней. Но делает она пусть сама то, что советует. Пусть уже до конца проявляет инициативу и показывает себя, как профессионала. Сказать ей:
«Возможно, это хорошее решение. Предлагаешь - делай, вдруг это и правда сработает».
2. Во время личного общения, когда они уже не на планерке, немножечко «поправить корону» коллеги. Вообще, это пикаперский приемчик для приведения в чувство разных хамов, и здесь он тоже применим:
Нужно найти в ней какое-то качество во внешности или поведении, которым она сама гордится, сделать ему комплимент и найти в этом же изъян. Например:
«Какая интересная у тебя сегодня прическа. Младшая сестренка укладку делала?» Или: «Красивая блузка, а что у тебя утюг сломался»? Намекая, что как-то странно она выглядит, прическа не очень или блузка помятая. Говорить с улыбкой и тут же сменить тему. «Кофе будешь?»
Это немного сомнительный комплимент, вы вроде бы дружелюбны, и в то же время показываете, что не считаете коллегу суперзвездой, не пасуете перед ней и видите ее недостатки. Это сбивает с толку. Зазнавшаяся «суперзвезда» падает с пьедестала, на который пыталась залезть, и начинает нормально с вами общаться. Только комплимент нужно делать тому, что именно этот человек в себе очень ценит. Не нужно им злоупотреблять, это уже будет некрасиво с вашей стороны, но раз-другой, чтобы коллега перестал вам хамить, допустимо.
3. Самой на выпады коллеги не реагировать. Не показывать, даже если вас зацепило. Отшутиться или промолчать, многозначительно посмотрев, и выйти из контакта, при этом дружелюбно общаться с другими коллегами. Она увидит, что у вас в коллективе есть поддержка, вас ценят, и изменит к вам отношение.
В конце консультации эмоции Елены заметно изменились. Она уже не была так растеряна и подавлена, как в начале. Она улыбалась, чувствовалось, что ей стало намного легче.
На второй консультации она рассказала, что на очередной планерке, сделала так, как я предложила. И Олеся вдруг передумала менять рабочие процессы, ведь теперь отвечать пришлось бы ей самой, если это окажется ошибкой, как говорила Елена.
Потом, в перерыве на чай-кофе, она сказала пикаперский комплимент ее блузке. Коллега начала оправдываться, и уже не нападала на Елену.
Через несколько дней Олеся сама подошла к Елене с предложением на выходных сходить вместе в кафе, чтобы пообщаться в неформальной обстановке. А на работе стала подходить к ней за советом, как к более опытному профессионалу.
Состояние и настроение моей клиентки изменилось к лучшему. Работа снова начала приносить радость.
Через некоторое время Елена поделилась со мной, что они с Олесей часто проводят вместе выходные, как давние подруги.
Она искренне удивлялась, как поменялись их отношения за короткое время после всего одной консультации и этих трех ходов, которые я ей предложила. Конфликты с коллегой прекратились, наладился сон. А еще через пару месяцев Елену повысили в должности, предложили стать руководителем их отдела. Теперь она стала начальницей этой новенькой коллеги и теперь уже официально может командовать и реализовывать свои лидерские таланты.
Как вам такие красивые психологические ходы? Попробуете?
Если у вас не получается самим разобраться с конфликтами, приглашаю разобраться с ними вместе, заходите в канал Телеграм, ссылка в описании Дзен канала.