Когда нарцисс сталкивается с длительным периодом недостаточного или нерегулярного притока нарциссической энергии, когда нарцисс терпит крах, многие нарциссы становятся шизоидами (не шизофрениками), избегающими общения – они убегают от болезненной реальности. Это шизоидная фаза нарциссического цикла, неизбежная фаза, которая часто сопровождается расстройствами настроения, дисфорией или депрессиями всех видов.
Так вот, в этот период единственными собеседниками нарцисса, единственным присутствием в жизни нарцисса, то есть то, что поддерживает жизнь в нарциссе – это его внутренние объекты. Очевидно, что если нарцисс избегает внешних объектов, то всё, с чем он сталкивается – это репрезентации (внутренние куклы) этих внешних объектов в его сознании.
Во время шизоидной фазы нарцисс вынужден сам себя обеспечивать необходимым – вниманием и оценкой, его ресурсом. Он не отваживается, чтобы требовать, выпрашивать, уговаривать, он не умоляет, не производит впечатления – он избегает общения. Он замкнулся в себе, не подавая признаков жизни – своеобразная нарциссическая кома.
Но самообеспечение сопряжено с определёнными рисками, потому что, когда нарцисс сам себя обеспечивает – интроекты (внутренние объекты), становятся его аудиторией.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске
Что случится на моём веку́.
На меня наставлен сумрак но́чи
Тысячью биноклей на оси́.
Если только можно, Авва, Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти. (Борис Пастернак, 1946г.)
Внутренние объекты становятся публикой, которая им восхищается, лелеет и одобряет его. Таким образом нарцисс сам становится аудиторией. Он создаёт внутренний театр, наполненный многочисленными внутренними объектами, интроектами – голосами, воспоминаниями… и всё это становится его близким кругом общения.
Нарцисс черпает силы в этом собрании кукол, которых он когда-то сделал по образу и подобию живых людей, которые были в его жизни. Эти куклы-интроекты, после преобразования стали больше походить на идеальный образ материнской фигуры. Он начинает жить среди этих теней прошлого, совершенно теряя связь с реальностью.
✅ Он становится солипсистом, и, можно даже сказать – психотиком. Клинически это состояние включает бредовые расстройства и психотические элементы. Нарцисс больше не живёт во внешнем мире – он полностью погружён в свой собственный разум и является его обитателем.
Удивительно, но, потерпев неудачу в чего-либо, соприкоснувшись со своим собственным стыдом или негативной эмоциональностью, артефактами раннего детства – последствиями жестокого обращения и травм, нарцисс затем испытывает умерщвление, мортификацию, нарцисс перестаёт ощущать себя существующим – он проваливается в небытие. Он начинает видеть себя в своей внутренней аудитории.
Таким образом нарциссы могут внезапно осознать что-то о себе – они могут внезапно получить нежелательное представление о самих себе. И это понимание проливает свет на слабости, недостатки, проблемы и неадекватность нарцисса.
И тогда нарцисс испытывает стыд, чувствует себя униженным перед интроектами и внутренними объектами в своём сознании, которые во время шизоидной фазы самоподдержки он воспринимает как внешнюю публику, своего рода аудиторию. Этот процесс позора и унижения себя перед самим собой, этот процесс известен как самоуничижение – самоуничтожение.
Конечно, всем иногда бывает стыдно за себя. Все мы иногда общаемся с голосами, звучащими у нас в голове – голос матери, голос отца, учителя, образца для подражания. Все мы так или иначе взаимодействуем с этими голосами и пытаемся оправдать себя. Все мы иногда чувствуем себя униженными и пристыженными, когда понимаем, что сделали что-то не так – это называется совестью. Это целый комплекс интроектов. Так что – это совсем не новое явление.
Но из-за его хрупкости и уязвимости, все нарциссы склонны к компенсации – любой нарциссизм, является компенсаторным механизмом. Он компенсирует врождённое чувство неполноценности, неадекватности (неконгруэнтности), известное как «плохой объект».
Когда вы, будучи здоровым человеком, вступаете в контакт со своим стыдом, со своей совестью, когда вы подвергаете себя наказанию за то, что вы сделали, это обычно приводит к коррекции поведения – этот позор больше не повторится. Короче говоря, у здорового человека стыд, негативная аффективность, чувство вины, осознанность – всё ведёт к росту и личностному развитию.
✅ У нарцисса стыд и подобные негативные аффекты, зависть и так далее, ведут к дезинтеграции. Они приводят к процессу, известному как декомпенсация, когда защитные силы нарцисса отключаются. В таком случае нарцисс остаётся один на один со своим изначальным, атавистическим глубоким стыдом раннего детства, глубокой яростью, завистью, кипящим безответным чувством.
Нарцисс, по сути, распадается на части, и это является самоуничтожением. Так что для нарцисса вполне возможно уничтожать себя, действуя таким образом, который он счёл бы постыдным или унизительным перед интроектами или внутренними объектами в своём сознании.
Вы уже знаете, что нарцисс не может отличить внутренние объекты от внешних, в этом он похож на психотика – он не видит разницы. Так что, с точки зрения нарцисса, быть пристыженным и униженным публично, перед внешними объектами, реальными людьми – это то же самое, что быть пристыженным и униженным пред внутренними объектами.
Поэтому в шизоидной фазе самоподдержки иногда случается самоуничтожение. Нарцисс осознаёт эту опасность, поэтому всё, что он делает – это преследует. Он сам себя преследует – он преследует свои внутренние объекты.
Это форма поддержания постоянства интроекта и объекта путём пересмотра, мониторинга, обследования, чтобы быть уверенным, что эти голоса не набросятся на него, не объединятся против него и не причинят ему боль. Он также пытается убедиться с помощью этого самоистязания, что эти внутренние объекты не покинут его, не испарятся внезапно и не исчезнут. Таким образом, он следит за своими внутренними объектами, чтобы поддерживать постоянство и качество интроектов.
Кстати, пограничные делают то же самое – они ведут свои внутренние объекты, но они это делают потому, что не обладают постоянством интроектов. Поэтому, нарцисс переходя в пограничное состояние может потерять свои внутренние объекты, но это уже крайний случай и встречается редко.
✅ Можно без преувеличения сказать, что нарцисс, есть коллективный разум – парламент интроектов во главе с самым главным внутренним объектом – ложным «Я», в лице его идеализированной материнской фигуры. Чем-то напоминает пчелиный рой. И проблема нарцисса в том, что он не может просто избавиться от этого роя, потому что это несущая конструкция его существования. На этом стоит вся его фантазийная вселенная.
Но когда интроекты являются единственными объектами, как при шизоидной фазе, когда нет внешнего объекта, который бы соответствовал внутреннему объекту, тогда внутренние объекты становятся единственными исключительными объектами, и нарцисс относится к ним так, как нормальные люди относятся к очень дорогим для них близким, но с нарциссической спецификой.
Таким образом, он идеализирует внутренние объекты, он будет возвращаться к ним, он будет преследовать их, он будет поддерживать их, иногда он будет обесценивать их. Если он достигает стадии обесценивания – отбрасывает внутренний объект и переводит его в невидимый режим, то именно тогда происходит самоуничтожение – мортификация. Так нарцисс встречается с господином Смертью, как у Терри Пратчетта.
И именно тогда «плохой объект» становится чрезвычайно могущественным. В некотором смысле – это стадия чистилища, как принято это описывать в религиозной и околорелигиозной литературе. Когда плохой объект становится по-настоящему властным, вездесущим и всепроникающим, отношения нарцисса со своими внутренними объектами неизбежно приводят к обесцениванию, отказу от них и самоуничтожению.
Тем самым нарцисс погружается в настоящий нарциссический ад. Нарциссы проходят через всё новые и новые циклы взаимодействия с внутренними объектами, как если бы они были внешними – встреча, идеализация, потеря интереса, обесценивание, утилизация. И цикл постоянно ускоряется. Это как воронка, которая ведёт в небытие.
Так происходит самоанализ, самопомощь, самонастраивание и самоуничтожение без какого-либо «Я» или Эго вообще. И это ответ тем, кто спрашивал почему нарциссы никогда не пройдут стадию сепарации – в позднем возрасте, это может привести к острому психозу, чаще всего – шизофрении, потому что приходится отделять себя от самого себя.
✅ Это очень страшная сказка про то, как нарцисс побывал в гостях у Смерти – младшим научным сотрудникам не читать, особенно на ночь. Как и у каждой сказки, здесь хороший конец – вы увидите обновлённого нарцисса, готового к новым свершениям и созданию новых историй… и поверьте, он за это очень дорого заплатил.
Здорового вам нарциссизма и счастья самопознания
Всеволод Парфёнов