От польского рода Обнинских до первой в мире АЭС. История второй усадьбы в Обнинске Турлики (Морозовская дача). Откуда пришло название города Обнинск.
После раздела Польши между Россией, Австрией и Пруссией, многие дворяне отправились служить российской короне, именно так и поступил Наркиз Обнинский. Он дослужился до полковника и вышел в отставку.
История ОбнИнских (ударение на букву "И") в Калужских местах началась с покупки усадьбы Белкино полковником Ниркизом Антоновичем Обнинским. Усадьба Белкино переходит его сыну – Петру. А Пётр в свою очередь делит наследство между четырьмя своими детьми таким образом:
- старший сын Виктор получил хутор Турлики с обширными лесными пустошами
- старшая дочь Анна – хутор Бугры и рояль.
- дочь Лидия – часть лесных угодий
- младший сын Борис (1872-1921), унаследовал старую усадьбу Белкино.
В предыдущей части про судьбу усадьбы Бугры, которую получила в наследство Анна, уже был рассказ.
Сейчас речь пойдёт про старшего сына Виктора и хутор Турлики.
Морозовская дача или усадьба Турлики
Старший сын Виктор Петрович Обнинский (1867 – 1916) получил хутор Турлики с обширными лесными пустошами.
Он родился в селе Белкине, окончил военное училище в Москве, служил, в 1891 году вышел в отставку в чине поручика.
В 1892 году, зимой, он участвовал в организации помощи голодающим крестьянам Пензенской губернии.
Служил в Московской казённой палате, в Статистическом отделе Министерства путей сообщения.
В возрасте 30 лет он женился на 17-летней Клеопатре Александровне Саловой (1880 – 1928). Вместе с супругой они проживают в имении Саловых, в Новгородской губернии. Продав имение жены, они переезжают в Белкино, родовую усадьбу Обнинских.
Виктор Петрович на своей земле решает построить усадьбу на деньги от продажи усадьбы супруги.
Архитектор Лопатин спроектировал здание в новоанглийском стиле: двухэтажные корпуса соединены между собой одноэтажными корпусами. Крыша увенчана восьмиметровой башней в стиле модерн, в которой размещалась обсерватория, на башне находился балкон – смотровая площадка.
Дом был построен вдали от всех, небольшим и уютным, в лесу, в тишине, на высоком берегу реки Протвы.
В доме было 14 комнат, большие арочные окна, голландские камины. В доме была горячая и холодная вода, душ, умывальники, центральное отопление. Был даже лифт и телефон.
Усадьба получила название Турлики. Есть мнение, что усадьбу назвали в честь польского слова, которое можно перевести как «колокольчики».
В 1900-х годах, когда строительство и обустройство усадьбы уже завершалось, на территории губернии развернулось строительство Московско-Киевско-Варшавской железной дороги.
Владельцы участков земли, отчуждаемых под дорогу, получали денежную компенсацию. Но Виктор Петрович Обнинский отдал часть своих земель под строительство дороги абсолютно безвозмездно. В благодарность правление ж/д присвоило разъезду № 15 название – Обнинское.
Жена Виктора Петровича – Клеопатра, стала известная благодаря картине Валентина Серова «Клеопатра Обнинская с зайчиком в руках». На портрете зайчик прикрывает живот, Клеопатра ждала ребенка.
В это время в усадьбах Белкино, Турлики и Бугры часто были знаменитые гости из мира искусства: поэты и композиторы, художники, певцы и актёры.
В личной жизни у супругов вскоре возникли сложности, супруги жили отдельно в разных комнатах, Виктор влюбился в девушку на 25 лет моложе его и безответно, потом - в другую, постарше и тоже не получилось.
В политической жизни у него так же возникли проблемы. Он выступал за введение всеобщего избирательно права с прямыми выборами при тайном голосовании. Его взгляды не нравились дворянству.
Он был членом «Союза освобождения».
Выступил в Думе по аграрному вопросу с призывом отдать землю трудящимся, передать помещичьи усадьбы под школы, больницы, народные библиотеки.
Ярый противник самодержавия и критик режима. Он впал в глубочайшую депрессию. В личной жизни не ладилось, изменить что-то в режиме власти он не мог.
Он совсем немного не дожил до перемен и революции, покончил собой 21 марта 1916 года.
Виктор Обнинский дружил с мужем своей сестры, московским врачом Иваном Трояновским, к тому же они были соседями.
После смерти близкого друга Трояновский тяжело переживал утрату. Как врач, он входил в правление акционерного общества, управлявшего железной дорогой. Он мог предложить назвать разъезд №15 в память о друге – Викторе Обнинском. Летом в 1916 году станция значиться в расписании, как станция Обнинское.
В 1923 году Клеопатра, навсегда уехала из России.
Ещё при жизни, Виктор Петрович Обнинский в 1909 году продает дом Турлики Маргарите Морозовой.
Маргарита Морозова в 1903 году потеряла мужа. Её муж Михаил, умер в возрасте 33 лет, оставив её трёхмиллионное состояние. А спустя 6 лет после этого она покупает дачу у Обнинского, непонятное название «Турлики» она меняет на «Михайловское», то ли в честь мужа Михаила, то ли в честь любимого сына Мики (Михаил Михайлович). При участии архитектора Льва Кекушева частично перестроила дом, благоустроила парк и выстроила оранжерею, а так же построила гостевой дом и дом управляющего.
Дом управляющего находится в частной собственности.
Гостевой дом находится в аварийном состоянии и туда не пускают.
Дачу «Михайловское» так же посещают известные творческие люди того времени.
Она была другом поэту Андрею Белому. Вела переписку с философом Сергеем Трубецким, их переписка насчитывает 10 000 писем.
Она возглавляла Московское русское музыкальное общество, которое существовало на деньги меценатов, но помимо вложений в организацию, Маргарита Морозова поддерживала и конкретных музыкантов.
Часть своих земель вокруг дачи она предложила использовать молодому и перспективному педагогу Шацкому для обустройства летней колонии «Бодрая жизнь» для детей из бедных рабочих семей. Обустройство было тоже сделано на её деньги, благодаря этому каждое лето тут жили 60-80 детей. Это было что-то вроде летнего детского лагеря.
После революции в здании усадьбы организовали школу-колонию «Бодрая жизнь», в комнатах обустроили учебные классы. А перед войной здесь было общежитие.
Интересно, что именем Шацкого в Обнинске назвали школу и улицу, а вот Морозову забыли совсем.
В 1937 году был установлен памятник Станиславу Шацкому.
Маргарита Морозова, которая помогала многие деятелям искусства и известным людям, после революции осталась ни с чем.
Дом в Москве был национализирован и отдан под музей. В обмен на 10 картин и скульптуру ей и её сестре выделили две комнаты. Всю её коллекцию картин изъяли для передачи в Третьяковскую галерею. Потом дом отдали в пользование дипломатам Норвегии, потом Югославии и Дании. К этому времени они проживали в подвале, откуда их выставили на улицу. В годы война она жила в комнате под лифтом, пряталась в склепе на кладбище. Покидать Россию она не хотела. Дети, кроме сына Михаила жили за границей в эмиграции.
Последним её пристанищем были две комнаты возле МГУ. Здесь она начала писать свои мемуары, о своей жизни, встрече с известными людьми, но так их и не закончила. А лишь за год до смерти ей назначили пенсию. А в 1958 году она умерла в нищете.
При жизни и в советское время её мемуары так и не были опубликованы. Небольшие «Воспоминания об Александре Скрябине» были напечатаны в 1972 году в журнале. Их напечатали в постсоветское время.
Но вернёмся к усадьбе…
В годы Великой Отечественной войны в здании Морозовской дачи располагался командный пункт командующего Западным фронтом. Войсками командовали: Г.К. Жуков, И.С. Конев, В.Д. Соколовский.
Расположение усадьбы для командного пункта было очень удачным, дом стоял вдали от дорог, в лесу, в нём был проведен телефон. Дом сверху накрыли маскировочной сеткой и его не было видно с воздуха. А вот с высокой башней пришлось распрощаться – для маскировки её частично разобрали.
Вокруг усадьбы прорыли ходы – «Жуковские пещеры», сейчас их для безопасности засыпали.
История названия города
В 1945 году 19 декабря был подписан приказ о создании Лаборатории «В».
Создавалась первая в СССР научно-исследовательская организация для исследования энергетических реакторов.
Их работа вылилась в разработку и постройку первой в мире АЭС, запущенной в промышленную эксплуатацию 27 июня 1957 года.
Место для строительства секретного рабочего посёлка выбрали вдали от населённых пунктов, не менее 100 км от Москвы (всё-таки работы с радиацией, мало ли что). Лаборатория «В» в открытых документах называлась мехзаводом и имела адрес Малоярославец-1. Но, руководству страны хотелось похвалиться достижениями и посёлок рассекретили, колючую проволоку убрали, присвоили городу имя «Обнинск» 24 июля 1956 года, так Обнинск получил своё название в честь ж/д станции Обнинское.
Со временем, в разговорной речи, ударение в названии станции перешло на букву «О», поэтому город Обнинск - ударение на О, а фамилия ОбнИнские ударение на букву И.
К тому времени связь с Виктором Обнинским уже была забыта. В научный посёлок были привезены учёные из других мест, которые не знали местной истории. Но история всё же всплыла. Получается, город советской науки назван в честь помещика, в честь того, с кем боролась советская власть? В 1962 году горсовет принимает решение о переименовании города Обнинска в Курчатовск, было отправлено официальное письмо в Президиум Верховного Совета СССР, но приходит отказ, второе письмо с предложением переименовать в Циолковск – и тоже отказ. Больше попыток переименовать город не было. Так Обнинск сохранил своё имя.
Вернёмся к усадьбе. Про неё не забыли, у усадьбы начался новый виток истории.
С 1946 года в Морозовской даче обустроили гостиницу для секретной Лаборатории «В», а позже, профилакторий для Физико-энергетического института (Лаборатория «В» выросла в ФЭИ).
С 1949 по 1972 гг в гостевом доме усадьбы жил А.И. Лейпунский.
В главном доме проживал И.В. Курчатов во время строительства атомной станции.
В 1949 году здание было отреставрировано и перестроено, получилась смесь модерна и сталинского ампира.
В 1996 году была попытка установить в городе памятник Виктору Петровичу Обнинскому. Петербургский скульптор Владимир Обухов предложил властям города установить памятник В.П. Обнинского, в честь кого и назван город, даже сделал макет, денег за свою работу он не просил, но на материалы и установку – деньги нужны были. Для памятника нашли и подготовили место. Но памятник решили не делать. Официальная версия – нет денег, а не официальная - была против православная общественность, во-первых, В.П. Обнинский – самоубийца, что не красит его с православной точки зрения, во-вторых, он выступал против самодержавия, т.е. против России. От памятника решили отказаться.
В 2015 году главный дом усадьбы с территорией был передан от ФЭИ в муниципальную собственность города – под управление Музея истории города Обнинска.
Здесь регулярно проходят экскурсии, пленэры художников, спектакли. В 2021 году проводились съемки сериала «Анна-К».
Здание ожидает реставрации.
А в 2018 году появился исторический розарий. Особенностью розария является то, что в нём используются только сорта роз, выведенные до 1916 года. Именно такие цветы росли во времена владения Морозовой.
К сожалению, мы были в усадьбе в начале июня, кроме очертаний клумбы ничего не увидели.
На плане хорошо видна усадьба и приусадебный парк.
Летом по выходным регулярно проводятся экскурсии. Но, лучше приходить в июле, чтобы увидеть всю красоту вокруг усадьбы.
Второй этаж сейчас для посетителей закрыт, он в аварийном состоянии.
Многие, думают, что это главный вход в здание, но это не совсем так.
Крытая терраса была построена в советские годы. При реконструкции планируют её убрать.
Деревянная терраса закрыла один из входов в дом, видно, как лестница идёт в никуда...
Внутри террасы мы видим уличную отделку стен.
А вот и главный вход.
Вокруг дома проходит дорога, было удобно подъехать на лошадях и выйти, а повозка проезжала дальше по кругу.
Дом планировался тихим и уединённым, поэтому шикарный парадный вход не входил в планы.
Сейчас этот вход закрыт, т.к. считается аварийным.
Внешний облик усадьбы не в лучшем состоянии.
Внутри усадьба так же требует ремонта и хороших вложений.
При входе нас встречают портреты:
Виктор Обнинский (по центру), поэт Андрей Белый (справа), он был влюблён в Маргариту Морозову, но потом понял, что она - его самый лучший друг; композитор Николай Метнер (слева).
Вход на второй этаж перекрыт
Сейчас сложно определить, что именно осталось от конкретного владельца. Каждая эпоха оставляла свои следы в доме, дом адаптировался под потребности и нужды нового владельца.
Объект культурного наследия регионального значения.
"Дом, в котором жили и работали художники Поленов Василий Дмитриевич и Серов Валентин Александрович и в период строительства атомной станции Курчатов Игорь Васильевич, 1901, 1954гг" Охраняется государством.
Вот таких милых и пушистых охранников возле усадьбы можно встретить