Рассмотрим историю рода Обнинских в городе Обнинске, а так же судьбу трёх усадеб, принадлежавшие роду ОбнИнских. Ударение в фамилии «ОбнИнские» ставится на букву «И», это польская фамилия, но со временем, в разговорном языке у города Обнинск ударение перешло на букву «О».
Полковник Наркиз Антонович Обнинский (1796-1863) покупает в 1840 году Белкинское имение с усадьбой у овдовевшей графини Анны Бутурлиной. Кроме этого он приобрёл и соседние деревни: Шемякино, Самсоново, Кривское.
Половина жизни Наркиза Обнинского прошла среди битв и походов. А вот после женитьбы и покупки имения, он вышел в отставку и занялся жизнью своего уезда.
У него было двое детей: Пётр (1837-1904) и Анатолий.
Обнинские были владельцами среднего по размерам имения на 350 душ мужского пола, поэтому они наделили своих крестьян землёю значительно выше положенных норм, при этом часть угодий отвели им безвозмездно.
После смерти Наркиза Обнинского, Петру достается в наследство село Белкино, а брату Анатолию – Самсоново.
Во второй половине XIX века усадьбы меняют свой облик, вместо былой пышности и празднества приходят покой и уют.
Усадьба Белкино ветшала ещё при жизни Обнинских, она была перестроена под зимнее проживание, были сооружены изразцовые печи и камины, в арочные проёмы были встроены двери. Но со временем по стенам расползались трещины, на достойное содержание усадьбы не хватало средств.
У Петра Ниркизовича Обнинского было 4 детей, своё имущество он поделил между детьми ещё при своей жизни:
- старший сын Виктор получил хутор Турлики с обширными лесными пустошами
- старшая дочь Анна – хутор Бугры и рояль.
- дочь Лидия – часть лесных угодий
- младший сын Борис (1872-1921), унаследовал старую усадьбу Белкино. По правилам того времени, главный усадебный дом доставался младшему сыну, который проживал в усадьбе и ухаживал за родителями до их смерти.
Усадьба Бугры в Обнинске
Анна Обнинская выходит замуж за московского врача Ивана Трояновского, который строит в хуторе Бугры дом.
Это был типичный для того времени бревенчатый дом с мезонином – заметной надстройкой с окном во всю стену. Дом строился, как загородная вилла, поэтому в нём не было архитектурных излишеств и новшеств в виде инженерных коммуникаций, первые хозяева зимой жили в Москве, на Арбате. Туалет – на улице, отопление – печное.
Трояновский лечил московскую элиту и многие пациенты становились его друзьями: художники Серов, Левитан, Поленов, Кончаловский, Коровин, Грабарь; оперный певец Шаляпин; композитор Метнер; поэты Брюсов и Белый; актеры Москвин и Качалов.
На рубеже XIX-XX в усадьбах Белкино и Буграх гостили поэты, художники, артисты.
В Буграх Трояновский лечил местных крестьян, но принципиально не брал с них денег. Иван Иванович был превосходным доктором по внутренним болезням и великолепным диагностом. Делал он и хирургические операции. Поэтому местные крестьяне знали Трояновского как доброго и безотказного врача, который лечил исключительно бесплатно и лечение которого обычно помогало.
Он собирал картины, их было более 200, часть коллекции досталась Третьяковской галереи. Кроме этого Иван Трояновский любил орхидеи, даже вывел свой собственный сорт – орхидею Трояновского, и издал книгу «Культура орхидей».
В Буграх Иван Трояновский посадил экзотические для этих мест растения: сибирский кедр, пробковое дерево, манчжурский орех. А сирени произрастало здесь множество сортов.
Умер он в 1928 году в Буграх, его надгробный памятник лежит у церкви в Белкино.
Бугры достаются его дочери, но через 2 года, в 1930 году усадьбу покупает Пётр Петрович Кончаловский (1876 – 1956) – русский и советский живописец, народный художник РСФСР.
Пётр Кончаловский долго искал себя, свой творческий путь, первые его работы шли под нож. В 1907 году он гостил в усадьбах Белкино и Бугры, и именно в Белкино у него началась новая линия работы, он нашёл свой путь. Он много работал: писал старый особняк, сад, окрестности, часто приезжал в эти места. Поэтому, не раздумывая, купил усадьбу Бугры, ныне более известную, как дача Кончаловского.
В честь художника Кончаловского, этот район так и называют «Кончаловские горы», рядом находится Кончаловское кладбище и одноименная остановка общественного транспорта. Пётр Кончаловский - родной дед Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.
В Буграх он завёл большое хозяйство: держал свиней, овец, лошадь. Следовать прогрессу он не хотел, ему нравился допотопный быт. Он был человеком состоятельным, но так и не провёл себе электричество и водопровод. Дом освещался керосиновыми лампами, а умывались из обычного рукомойника со штырьком.
Кусты сирени, которые были ещё посажены Трояновским радовали и Кончаловского. Множество картин Кончаловского с сиренью:
Кончаловский был хорошим семьянином. Он, жена и двое детей были всегда вместе. Дети и внуки воспитывались в теплоте и любви, приучались с детства к труду и порядку.
Дача Кончаловского сейчас в долевой собственности его правнуков. Здание имеет статус памятника истории и культуры регионального значения. Состояние здания далеко не идеальное, правнуки на ремонт ждут помощи от государства.
Некоторое время назад вокруг здания возвели высокий забор, чтобы скрыться от любопытных глаз.
Лишь плакат напоминает людям о прошлом этих мест, хотя речь идёт не о здании, а о памятнике природы.
В следующих частях будет история про судьбу усадьбы Турлики (дача Морозовой) и Белкино.