Меня часто спрашивают, могу ли я привести пример нарцисса, кроме Джеймса Бонда. Мол, а наши, отечественные нарциссы в анамнезе имеются? Можете примеры привести?
«Их есть у меня»©, как говорится.
И я готова привести пример самого-самого нарциссичного нарцисса-манипулятора. Злокачественного нарцисса. Пример эталонного зла.
Это – Марат Былов из сериала «Следствие ведут знатоки» в исполнении блистательного Андрея Харитонова. Сюжет пересказывать здесь не буду – уверена, большинство помнит, а кто забыл, тому гугл в помощь.
Итак, нарцисс Марат Былов. Мальчик-мажор, умный (очень умный), харизматичный, красивый.
Имеет необычное хобби (альпинизм), начитан, в прошлом – аспирант. То есть, «фасад» - более, чем приличный.
С другой стороны – явный приверженец бытового социального дарвинизма, с пренебрежением относящийся к «низшим», по его мнению, людям. Мол, они должны быть ему еще и благодарны, что он обратил на них внимание.
Не люблю, если честно, когда старые ленты разбирают с позиции сегодняшнего дня.
Притом, разбирают люди, которые никогда не касались советского быта и не чувствовали «кожей» советский социум. Именно такие потом пишу в Дзен умопомрачительные по своей глупости истории про инфантилизм Жени Лукашина или пассивный абьюз Василия Кузякина.
Но Марат – отдельная история. Там и додумывать ничего не надо. Генетика наложилась на травму отвержения – наверняка его мать, известная певица в исполнении Л. Чурсиной, много гастролировала, оставляя сына с кем-то. С бабушкой или няней…
Неважно, я писала уже не единожды. Дети всё воспринимают через призму любви, для них любовь = безопасность. Это взрослый понимает, что певица не может отказаться от гастролей – иначе, «выпадет из обоймы». Ребёнок воспринимает ситуацию по-другому. Мама уехала – значит, бросила, значит, я плохой.
Самый большой секрет нарцисса - его уязвимость. В глубине души он считает себя полным нулем, не достойным любви. Но не дай бог, об этом кто-то узнает. Поэтому, нарцисс никого не пускает за свой фасад, предпочитая внешние эффекты.
Марат – просто нарциссический камертон советского кино – делает подлости и совершает кражи не потому, что нет денег. А потому, что хочет всем доказать и показать.
Я - звезда, а вы мимо проходили.
Ему хочется ощущать себя повелителем. Ему нравиться шагать по головам и показывать, кто здесь главный.
За масштабами своей подлости он прячет собственную трусость и низость. Он не может идти навстречу трудностям с высоко поднятой головой. И вся его сущность – в последней сцене, в этом приступе злобы, когда он узнает, что мать не сможет вытащить его из передряги по очень печальной причине.
Там ничего нет, никакой эмпатии. Только злость – звериная, неприкрытая злость. И отчаяние маленького ребенка, неожиданно выглянувшего из темноты его души – так и знал, что мама меня не любит, я плохой.
Вот его маму мне жалко в этой истории больше всего. Понятно, что хотела, как лучше. Хотела дать Марату самое лучшее, чтобы ни в чем не нуждался. Уверена, что она не догадывалась, что больше всего он нуждался в ее эмоциональном тепле – об особенностях детской психики в те годы знали только специалисты.
Потом, конечно, она все видела – и, наверняка догадывалась. Но предпочитала не замечать.
Когда мы не замечаем манипуляций нарцисса – это всегда оборачивается бумерангом против нас самих. Недаром, и серия так называется.
Хочу рассказать на своем бесплатном мастер-классе о том, как видеть нарциссические манипуляции, и - самое главное: как не попадать под власть нарцисса.
Регистрация на бесплатный Мастер-Класс.
Даже если они умны и харизматичны, как герой А. Харитонова.
Придете?
____________
© Анастасия Пономаренко
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить следующие публикации.