Немного об авторе. Николай Иванович Шадрин (1947-2018) - российский писатель и актёр. Жил в Курске, работал в Курском областном драмтеатре. Автор семи книг, лауреат премий имени Пушкина и Шукшина за лучший короткий рассказ.
Надо сказать, что рассказы Шадрина, которые мне довелось прочитать, действительно хороши. Понравился и его роман "Одиссея Злобина" на историческую тему – завоевание русскими Сибири. В этом романе Николай Иванович сумел показать целый ряд проблем, связанных с этой темой, и, в первую очередь, актуально прозвучала тема противостояния двух культур – европейской и азиатской. А, кроме того, получился довольно интересный вестерн, с битвами, захватами в плен, и, конечно же, с любовью.
А вот про повесть я не могу сказать так же хорошо.
«Небо в алмазах». Сразу на ум приходит Чехов. Да, какие-то отсылки к Чехову, пожалуй, есть. Главный герой повести – Влад Зимин – новый русский помещик, правда, не очень богатый. Купил участок земли недалеко от нищей деревни, на последние деньги выстроил там себе усадьбу, завёл хозяйство, а для заработка открыл своеобразный ресторан для проведения свадеб. И окружение себе подобрал соответствующее. Нищий юродствующий интеллигент прибился к помещику, а в рабочие нанялись жители из ближайшей деревеньки. С молоденькой кухаркой Ирой даже почти завязался у него роман. А для обострения интриги в их чистые отношения вмешалась роковая женщина, чужая невеста, которая непонятно чего хотела от Влада.
Сам Влад, как истинный интеллигент, любит поразмышлять о вечном.
«Странная мысль влетела Владу: демократия работает только там, где богатые – это любящие родину люди! Тогда их энергия и труд идут на пользу общества. А наши, ельцинского призыва, ненавидят «эту страну» - и все их действия ведут к разрушению».
Другие герои повести – деревенские жители, семейная пара Тамара и Максим, и их двое детей. Их жизнь уже совсем не напоминает ничего из Чехова, а, скорее, из Достоевского.
Пока Максим в очередной раз сидел в тюрьме, его жена и дети практически голодали (не очень верится в то, что в деревне можно голодать). Денег нет, работы нет, еды нет – вот и решилась Тамара убить старушку соседку-песионерку, чтобы забрать её небольшие денежные накопления. Но побоявшись, что одна не справится, взяла с собой на дело сына-подростка. Сомневалась она лишь в том, справится ли сын. Что делать такого нельзя ни при каких обстоятельствах – в голову ей вообще не приходило.
Всё у них получилось, и никто так и не узнал, кто же так жестоко убил бабушку. Почему преступление осталось нераскрытым – непонятно. Впрочем, автор повести вообще об этом не пишет. Видимо, сам чувствует, что объяснить это сложно.
Потом возвращается с зоны Максим, они оба с женой устраиваются работать на строительстве усадьбы Влада, в общем, жизнь налаживается. Правда, Максим хотел было украсть у хозяина лошадей, но не получилось. А беда пришла, откуда и не ждали. Правда, не ждали только Максим с Тамарой, а читатель давно понял, что испытание кровью оказалось непосильным для детской психики их сына Марата...
В повести очень реалистично описана современная деревня.
«Серая, невзрачная. Дома подслеповаты, с пустыми глазницами. Брошены. Редко улыбнётся белый наличник, голубая ограда – и опять запустение. За околицей ржавое кладбище техники. «Печальный вид». Без войны и нашествия. Уж который год. Правительство готово подставить плечо под падающие башни в городе Пиза – и с лёгкостью приносит в жертву свой народ».
А так говорится о нынешнем состоянии культуры:
«Ксюша Собчак матерится по телевизору в полный рост, открыла что-то вроде публичного дома… К тому и рвались из мрачных глубин коммунизма? Или всё-таки к чему-то иному?»
Не понравилась мне повесть. Не пробуждает она никаких добрых чувств, не оставляет ни надежды на светлое будущее, ни желания жить по чести и совести.
Кстати сказать, сын Николая Ивановича Шадрина - Лев Николаевич Шадрин (р.1978) - тоже писатель, планирую рассказать и о его произведении, прочитанном мною, в ближайшее время.
Этот материал ранее был размещён мною здесь.