Найти тему
Bizmedia.kz

Кто несет ответственность за неравенство в госуправлении?

О неравенстве в новом государственном управлении рассуждает советник Института экономических исследований Нургуль Хайдарова, сообщает Bizmedia.kz.

Кто же главный виновник неравенства?

Критики Нового государственного управления указывают на усиление неравенства в результате преобладания рыночной логики в сфере общественных услуг и делегирования многих обязанностей частному сектору. Новое государственное управление отличается от предыдущего периода классического государственного администрирования, которое предусматривало прямую ответственность государства за предоставление услуг и защиту интересов граждан.

В эпоху Нового государственного управления значительная часть рабочего времени бюрократии, занимающейся политикой на центральном и местном уровнях, тратится на косвенное вмешательство в общественную жизнь через регулирование, наблюдение и оценку работы многочисленных подрядчиков, взаимодействующих с населением. Процессы децентрализации и приватизации размывают границы между государственным и частным секторами, способствуя усилению коррупции на высшем уровне.

Именно поэтому такие значимые для общества принципы, как равенство, гражданство, человеческое достоинство, справедливость, отзывчивость и ответственность, уступают место бизнес-стандартам: эффективность, компетентность, результативность, производительность, прибыльность и конкурентоспособность.

Доктрина Нового государственного управления, которая получила популярность в 80-90-х годах XX века, пропитана неолиберальными идеями и предполагает ориентацию государственных структур на повышение эффективности и результативности своей работы, черпая примеры у бизнеса.

В свете доминирующих рыночных идеалов роль государства в социальной сфере сокращается, что влечет за собой уменьшение заботы о социально уязвимых группах общества. Преследование цифр экономического роста и эффективности, которые не учитывают благосостояние отдельных граждан и семей, отвлекает от главной цели — улучшения жизни обычных людей. В результате искажается основная задача государственного управления: вместо ориентации на интересы человека, приоритетными становятся эффективность и результат.

Такие тенденции не соответствуют основной идее государства как общественного органа. Трудно отрицать, что прорыночная политика в государственном управлении сыграла важную роль в сохранении социального неравенства и неэффективности перераспределения доходов. Однако мы видим признаки светлого будущего. Несмотря на сопротивление сторонников прорыночной доктрины 80-90-х годов, новые идеи, такие как Новые государственные услуги и Целостное управление, проникают в повседневные дела развитых стран.

Хочется верить, что изменения в государственном управлении в прогрессивном обществе и восстановление социальной справедливости приведут к изменениям в развивающихся странах.