В 5 км от кремля на левобережье Москва-реки стоят остатки Симонова монастыря. Когда-то довольно внушительной крепости из пояса передовых укреплений Москвы на южном фронте. Сегодня две трети территории монастыря отвоеваны ДК ЗИЛ. Но сохранившиеся башни и прясла позволяют представить эту твердыню.
Монастырь основан еще до Куликовской битвы, в 1370-х годах. По преданию, именно в Симоновом монастыре похоронили Пересвета и Ослябю, павших в том сражении.
К нашествиям Тохтамыша в 1382 году и Едигея в 1408 году монастырь еще не превратился в крепость. Поэтому скорее всего был сожжен татарами без зазрения совести. Ну или просто разорен. Но всякий раз возрождался на том же месте.
Всё изменилось в середине XV века. Богатый торговый гость Владимир Ховрин возвел в Симонове монастыре каменную церковь Успения Богородицы. И следом за ней «ограду кирпичну около монастыря сделал».
А это уже серьезно – каменная стена. В период еще до стояния на Угре, когда татарские набеги на Москву – повседневная опасность, а не надуманная угроза. Не могу сказать, были ли тогда еще такие же прочно защищенные обители. Это быстро вывело Симонов на передовое место среди русских монастырей.
Эта первая стена до наших дней не дошла. Но повоевать ей, наверное, обновленной, всё же довелось. Прежде всего стоит упомянуть 1571 год и нашествие крымского хана Девлет-Гирея. Тогда Симонов не устоял, как не устояли многие. Девлет-Гирей со стены монастыря взирал на пожар Москвы.
Уж разрушил ли за собой Девлетка стену монастырскую или она сама по себе обветшала, а только в последующие годы ее обновили. И весьма кстати. В 1591 году на Москву пошел другой крымский хан Казы-Гирей.
По-настоящему южный передовой пояс укрепленных монастырей сыграл свою роль именно летом 1591 года. Русская армия встретила татар, опираясь в центре на Данилов монастырь. Новодевичий находился на нашем правом фланге за рекой. По другую руку опять же за рекой возвышалась крепость Симонова монастыря.
После отражения татар Казы-Гирея в 1593 году этот пояс был дополнен Донским монастырем. Южный фронт замкнулся.
В 1606 году под Москвой новая напасть – подошла мятежная армия Ивана Болотникова. Летом значительные силы восставших, объединенные в армию, разбили царскую рать под Кромами и начали наступление на столицу.
В октябре-ноябре 1606 года Болотников встал главным станом в селе Коломенском. Царские войска отошли за линию Земляного города (знаете нынешнюю линию улиц Крымский вал, Валовая и Земляной вал – так вот это оно и есть).
За пределами основной линии укреплений остались передовые «форты» - монастыри Новодевичий, Данилов и Симонов. Их дополнительно подкрепили стрелецкими гарнизонами.
В конце ноября основные бои происходили у Данилова монастыря и за Москва-рекой у Симонова монастыря. Монастыри фактически являлись опорными пунктами, пользуясь поддержкой которых правительственные войска устраивали вылазки.
Болотников решает захватить эти точки. Что касается Симонова монастыря, то источники рассказывают о штурме так.
Сначала мятежники завязали переговоры со стрельцами и монахами, пытаясь склонить их к сдаче. Надо понимать, что Болотников как бы представлял чудом спасшегося царя Дмитрия Ивановича. Однако гарнизон держался твердо и напротив принялся обличать мятежников как изменников вере христианской.
Тогда повстанцы разъярились и бросились на штурм стен. Гарнизон принялся отстреливаться. «И ничто же окоянии успеша, но паче сами разбиени быша… и прочь отъидоша». То есть неподготовленный штурм был успешно отражен.
Далее в решающем сражении 2 декабря 1606 года войско Болотникова было разбито и отступило от Москвы. В 1611-1612 годах в Симонове монастыре стояли войска Первого, а затем Второго ополчений, осаждавшие польский гарнизон в Кремле и Китай-городе.
За годы Смуты монастырь оказался сильно разорен, стена, возможно, повреждена. В 1630-1640-х годах происходит полное обновление монастыря в целом и его крепостных сооружений в частности. Тогда-то и были возведены стены и башни, часть которых сохранилась по сей день.
Протяженность стен составила 825 метров, высота 7 метров, толщина до 2,5 метров. По периметру расставлены пять башен. Если считать от реки против часовой стрелки: Дуло, Кузнечная, Солевая, Сторожевая, Тайницкая. Ныне сохранились лишь первые три и прясла стен между ними.
Башни трехъярусные, имеют два этажа верхнего боя и подошвенный бой. Поверху идут машикули. В конце XVII века навершия башен закрыли каменными шатровыми куполами.
Названия башен говорят о приспособлении их под гражданские нужды. В кузнечной разместили кузницу, в Солевой устроили соляной склад.
С названием башни Дуло (между прочим 45 метров высоты) немного интереснее. Якобы выстрелом с нее (точнее с башни ранее стоявшей на этом фундаменте) в 1591 году был убит татарский военачальник Дуло.
Монастырь был богатый. И видный. Его постоянно достраивали, обновляли. Особенно сильно изменило вид монастыря возведение в XIX веке огромной колокольни – высотой в 94 метра. Вот уж доминанта так доминанта. Она определенно задавала характер виду этого района Москвы.
Как часто водится в России, переживший татар и мятежников Болотникова монастырь, не пережил революционных преобразований XX века. В 1929 году на месте монастыря решено построить Дворец культуры. И в 1930 году были взорваны 5 из 6 его церквей, уничтожена пара башен и большая часть стены.
При уничтожении монастыря пострадал (если не сказать: был уничтожен) старинный некрополь. Кого здесь только не хоронили в предыдущие эпохи. Писателей, фельдмаршалов, князей. Был похоронен в Симонове даже почти настоящий царь времен Ивана Грозного – Симеон Бекбулатович.