Республиканская олимпиада школьников по истории татарского народа и Татарстана 2023–2024 учебный год. Муниципальный этап 8 класс Время для работы: 2 часа Максимальное количество баллов: 140 Задание 1. Выполните задание, выбрав в каждом случае один вариант ответа (1 балл за правильный ответ, итого 3 балла).
Скачать задания и ответы для 8 класса
Скачать задания и ответы для 9 класса
Скачать задания и ответы для 10 класса
Скачать задания и ответы для 11 класса
1.1.На какой реке 18 июня 1391 года произошло крупное сражение между Тохтамышем и Тамерланом? А) Угра Б) Итиль В) Кондурча Г) Калка 1.2. О ком ведет речь римский сановник: «Никто из тех, которые когда-либо царствовали над Скифией или над другими странами, не произвел столько великих дел, как он, и в такое короткое время. Его владычество простирается над островами, находящимися в океане. И не только скифов, но и римлян заставляет он платить дань. Военная сила его такова, что ни один народ не устоит против нее». А) Чингисхан Б) Атилла В) Кубрат Г) Батый 1.3. С разрешения правительства Елизаветы Петровны 200 семей казанских татар во главе с Сеитом Хаялиным переселились в район вновь построенной крепости Оренбург и основали там торговую слободу Каргалы (другое название - Сеитовская). В каком году произошло данное событие? А) 1764 Б) 1734 В) 1743 Г) 1744
Задание 2. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. По 3 балла за каждый верный ответ (2 балла за указание принципа объединения, 1 балл за указание лишнего). Всего 6 баллов. 2.1. Салыг, пайцза, тамга, ясак, бурыч Ответ: 2.2. Ширын, Барын, Солхат, Аргын, Кипчак Ответ: Задание 3. Язык постоянно меняется, и многие слова, которыми активно пользовались наши предки уже не используются. Перед вами список слов и их значения. Сопоставьте их. По 0,5 баллов за правильное соотнесение. Всего 4 балла. Слова Значения 1) Толмач А) таможенник 2) Конка Б) переводчик 3) Ямчы В) секретарь 4) Тамгачы Г) мусульманский судья 5) Битикчи Д) надсмотрщик 6) Кади (казый) Е) Посол 7) Илче Ж) трамвай 8) Букаул З) весовщик И) почтовый Ответ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Задание 4. Перед Вами перечень культурных памятников трех городов России (регионов). Назовите эти города (регион) и занесите данную информацию в таблицу. Под названиями городов поставьте номера из перечня культурных памятников. По 1 баллу за каждый правильно определённый город. По 1 баллу за каждый верно соотнесенный культурный объект. При неверно определенном городе, указанные объекты в данной группе не оценивается. Максимум за задание – 9 баллов 1) «Медресе «Хусания» 2) Медресе «Галия» 3) Здание издательско-торгового комплекса братьев Каримовых 4) Народный мемориальный музей Мусы Джалиля 5) Памятник Салавату Юлаеву 6) Евангелическо-Лютеранская церковь Святой Екатерины Название города (региона) Культурный памятник Задание 5. Внимательно рассмотрите схему и выполните задания. 4 балла. 5.1. Какие события изображены на данной схеме? (1 балл) Ответ: ____________ 5.2. В каком году они происходили? (1 балл) Ответ: _____________ 5.3. Выберите из списка тех авторов, которые обстоятельно описывали происходящие события в своих трудах (2 балла): А) Г.Р. Державин Г) Н.И. Лобачевский Б) А.С. Пушкин Д) Г. Баруди В) Х.Фаизханов Е) А. Курсави Задание 6. Вам предстоит сопоставить, когда происходили события на схеме и на изображениях 1 - 9. Рассмотрите их. Всего 6 баллов. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Выберите из представленных схем и картин те, на которых отражены события, произошедшие: А) на два века раньше событий, отображённых на схеме Б) на четыре века раньше событий, отображённых на схеме В) в том же веке, что и события, отображённые на схеме Обратите внимание на то, что среди изображений есть лишние. Ответ: А. Б. В. Задание 7. Внимательно рассмотрите изображение и ответьте на вопросы. Всего 14 баллов. 7.1. Какой символ изображен на иллюстрации? (2 балл) Ответ: ______________ 7.2. В каком году он был утвержден? (2 балла) Ответ: __________________ 7.3. Назовите автора идеи данного символа? (3 балла) Ответ: _________________ 7.4. Назовите имя художника, воплотившего данный символ? (3 балла) Ответ: ________________ 7.5. Опишите символическое значение цветов (4 балла). Золотой цвет ______________________________________________________ Красный цвет ______________________________________________________ Зеленый цвет ______________________________________________________ Белый цвет ________________________________________________________ Задание 8. Прочитайте краткие описания из труда М.Худякова «Очерки по истории Казанского ханства» о казанских ханах и определите о ком идет речь. В отдельном столбце напишите годы их правления. 2 балла за имя. 1 балл за верно указанное время правления. Всего 18 баллов. 1. В молодости он был храбрым воителем, героем Белевской и Суздальской битв, в дни своего царствования – «царем-миротворцем», не имевшим ни одного столкновения с русскими. 2. Постоянно колебался между русскими и татарами. Он выехал из Астрахани на русскую службу, затем порвал свои связи с Россией и уехал в свободные степи. Казанцы избрали его своим вождем в борьбе за независимость. Не решившись ни на смерть, ни на бегство, он трусливо сдался в плен врагам, и спася себе жизнь, пережил весь позор унижения.
3. Последний могущественный государь из династии Улу Мухаммеда. В его царствование талантливыми полководцами были выработаны приемы защиты и нападения, ставшие основой военного искусства Казанцев. 4. Он был непримиримым противником русских, и ему первому пришлось испытать унижение иностранного плена. 5. Воспитанный среди русских, названный сын Ивана III, был искренне привязан к России. Он отличался умом, хитростью и осторожностью. Его упрекали в деспотизме, расточительности и свободном отношении к женщинам; все эти привычки могли легко быть усвоены им в России, при дворе Ивана III.
6. Это был неудачник, которого обижали и природа, и люди. Тем не менее, этот несчастный человек не был лишен хороших задатков. В решительный момент казанской истории он высказал неожиданную стойкость и отказался сдать столицу и власть иностранцам; в Касимове он построил большую мечеть и, не имея детей воспитал двух своих родственниц Хан-Султан и Маги-Султан. Ответ: № Имя правителя Годы правления 1. 2. 3. 4. 5. 6. Задание 9. Ниже приводятся отрывки из различных документов, воспоминаний, писем, литературных произведений, связанных каким-то одним историческим сюжетом из татарской или российской истории. Определите, какое событие объединяет каждую группу документов. Напишите дату события и имена не менее трех исторических деятелей, с которыми это событие связано. Ответ внесите в таблицу. Всего за задание – 15 баллов.
А. 1. «Рожденный и воспитанный данником степной Орды, он сделался одним из знаменитейших государей в Европе; …руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстанавливая свободу и целостность России, губя царство батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские». 2. «А в шестой день рано утром пришли язычники к городу, одни – с факелами, а иные – со стенобитными орудиями, а иные – со множеством лестниц. И взяли город Рязань в декабре месяце в 21 день» 3. « И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них… И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон – одни других боялись».
Б 1. «И митрополит, и мы всякие люди Казанского государства, и князи. И мурзы, и татаровя, и чюваша, и черемиса, и вотяки, сослалися с Нижним Новымгородом и со всеми городы поволжскими, и горными, и луговыми, на том чтобы нам бытии всем в совете и в соединение и за Московское и за Казанское государьство стояти, и друг друга не побивати, и не грабити, и дурна ни над кем не учинити». 2. «Во время то немногие из дворян с воеводским чином сохранили свою репутацию незапятнанной. Кривыми путями шли многие, прямыми – считанные единицы. Нижегородцам было трудно сделать выбор и не промахнуться. Они решили полагаться лишь на свой опыт и искать подходящего кандидата среди окрестных служилых людей, лично им известных». 3. «Законного царства в Москве больше нет, а Казанское царство выживает, как может». В. 1. «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною – будет вольный казак! Я пришел бить только бояр да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться! » 2. «От великого войска от ... Слово наше то – для бога и пророка и для государя и для войска, быть вам заодно. А буде заодно не будете, и вам бы не пенять после. Бог тому свидетель – ничево вам худова не будет, и мы за вас радеем.
Да вам бы было ведомо: я, Асан Айбулатов сын, при …, и вам бы нам в том поверить, я, Асан, в том вас наговариваю, и буде мне поверите, и вам худобы не будет. Да у всех вас прощаю – за нас богу помолитесь, а от нас вам челобитие. 3. «Многие лета нашему батьке! Пусть он победит всех бояр, князей!» Г. 1.«На крутом берегу Шошмы, в дремучем лесу приносили жертвы. Высоко, в самое голубое жилище Керемета и Юмо, поднимались жертвенные огни и молитвословия жрецов; в больших резных чашках пенилась и играла кумырза и лилась рекою. Веселые гусляры громко играли на сладкозвучных струнах и воспевали славу Полтыша. Родственницы князя, точно белые дочери Юмо, плясали священные танцы у жертвенного огня на разостланных медвежьих шкурах» 2. Рубежная бьется в лесу стрекотня, И пушки открыли дорогу огня. Столетние сосны от горя черны, И трупами светлые реки полны. Звенят бердыши, громыхают кольчуги, Без отдыха рыскают царские слуги. Сражались мы тридцать отчаянных лет, На каждой тропинке белеет скелет. 3. «Той же весны на Вятку послал государь Данила Федорова сына Адашева, а с ним детей боярских, да велел ему с Вятки с вятчаны и с теми детьми боярскими прийти на Каму и стояти по Каме и по Вятке реке и искати над ызменникы».
Д. 1. «Царь Шигалей и все царя и великого князя воеводы приехали на казанское устье и стали от Волги и до Бежеболды, а вверх две версты, а за Казань вниз до Царева луга…» 2. «Для работ брать служилых мурз, татар, мордву и чуваш без всякой платы, и с тех из них, которые живут слишком далеко от лесных дач, собирать деньги для найма работников». 3. «… Его Императорского Величества, … велено капитану командору Ивану Козлову, да новому вице-губернатору Кудрявцову при строении транспортных бортов… разобрать и учинить всему Указной штат по регламенту » Ответ: Группа Событие Дата Исторические деятели А Б В Г Д По 1 баллу за верное определение события, по 0,5 баллу за верное определение даты, по 0,5 баллу за каждое верно названное имя. Всего за задание – 15 баллов. Задание 10. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы. Максимум 7 баллов. «Государь Император изволил прибыть в Казань 20 августа 1836 года поутру в 7 часов. В 10 часов я имел счастье представиться Его Императорскому величеству и Государь изволил сказать, что немедленно посетит вверенные мне учебные заведения. В 11 часов он пожаловал в данное учебное заведение и изволил осматривать классы, где разложены рисунки, опыты, письма и тетради учеников. Об устройстве классных комнат Государь Император отозвался с похвалою. Государь изволил сказать, что воспитанники прилично одеты и имеют хороший вид… В зале я имел счастье представить директора Н.И. Галкина. Государь Император назвал отозвался о нем, как о благоустроенном заведение …» (попечитель Казанского учебного округа М.Мусин-Пушкин) 1. О каком заведении идет речь (1 балл). ____________________________ 2. Укажите порядковые номера иллюстраций, изображения которых связаны с описанием выше. Рядом с порядковыми номерами изображений, запишите обоснования вашего выбора (6 баллов). 1. 2. 3. 4. 5. 6. Ответ:________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Задание 11. Прочитайте отрывки из писем и воспоминаний знаменитых людей о Казани и казанском крае. Попробуйте определить их автора и время написания (с точностью до половины века ). 2 балла за автора. 1 балл за дату. Всего 18 баллов. 1. «Я живу здесь в купеческом каменном доме (купца Дряблова), девять покоев енфиладою, все шелком обитые, кресла и канапеи вызолоченные, везде трюмо и мраморные столы под ними». «Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства… » «… Еще я не означила дня моего отселе отъезда: нам весьма хорошо, и истинно как дома…» 2. «Мой ангел, здравствуй! Я в Казани с пятого, и до сих пор не имел время тебе написать слова. Сейчас еду в Симбирск, где надеюсь найти от тебя письмо. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону.
Погода стоит прекрасная, чтобы не сглазить только. Надеюсь до дождей объехать все, что предполагал видеть, а в конце сентября быть в деревне… Здесь Баратынский. Вот он ко мне входит. До Симбирска. Я буду говорить тебе о Казани подробно – теперь некогда. Целую тебя». 3. «Наш народ не совсем понимает суть вопроса; он считает, что обучение русскому языку дело вредное и что это дело продолжается только потому, что в (русско-татарской учительской школе) преподает сам … Если я прекращу преподавать там, то этим якобы все кончится. А дело обстоит совершенно иначе… Необходимо знать три вещи: язык, письмо и законы государства, где живешь…» 4. «Родом я из персиян, вероисповеданием реформат, подданный Российской империи и профессор турецко-татарской словесности при императорском Казанском университете… Когда я прибыл в Казань, то серьезно заболел. Несколько рекомендательных писем приобрело мне хороших знакомых. Многие из них приняли во мне теплое участие; моя болезнь переменила все обстоятельства, и их усердие преодолело все затруднения. Я остался в Казани и через 8 месяцев поступил в университет. С этого времени я служу здесь. Пять лет был лектором восточной словесности, 6 лет в звании э.о. профессора и вот уже около четырех лет, как имею особую кафедру и служу ординарным профессором турецкой словесности». 5. «Казанью, как писал раньше, я очень доволен. Еще раз сообщаю, много друзей. Приходилось знакомиться с интересными образованными девушками. Много газет. Каждый день выходят все новые и новые книги. Читаем, пишем и сами. Недавно написал еще одну довольно большую книгу стихов. Эта книга предназначена для детей, она иллюстрирована различными красочными рисунками. Вскоре выйдет из печати. Как только выйдет, пришлю Вам. Я уже посылал Вам одну из двух вышедших книг. Вторую посылаю с этим письмом… После приезда в Казань написал две книги и получил сто рублей. Однако расходы очень большие. Нужно как-то жить, на покупку различных книг, на белье, на еду, одежду, за номер – на все нужны деньги…
Завтра в Казани будет литературный вечер. Там соберутся все казанские мусульмане, женщины – все соберутся. Я дал согласие прочитать там свое стихотворение под названием «Беседа»… 6. …Несмотря на нужду, Фекла Андреевна заботилась об образовании детей. Когда в Казани была учреждена гимназия, она отдала туда своих сыновей. Однако будущему поэту не удалось закончить ее, он был вынужден выехать в Петербург, в Преображенский полк, куда, по обычаю того времени, был зачислен с малолетства в солдаты. Всю жизнь он был верен своей любви к Казани, хотел вернуться, чтобы жить в родном городе. Казани он посвятил прекрасные строки стихотворения «Арфа». В Казани был открыт ему памятник, к сожалению, снесенный в 1930-е годы ревнителями новой идеологии. Ответ: № Автор Время написания 1. 2. 3. 4. 5. 6. Задание 12. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. 1 балл за правильный ответ. Макс. 10 баллов.
С утверждением на императорском престоле Екатерины II политика самодержавия в отношение мусульманского населения существенно изменилась. В 1764 была закрыта Контора (1 - название). В 1766 году императрица совершила большое путешествие по (2 –название реки), посетив Казань. Здесь она приняла депутацию казанских татар, внимательно выслушав их просьбы. Другим показателем усиления внимания властей к татарскому населению явилось включение его представителей в Комиссию (3 – название коллегиального органа) Российской империи, созванную в 1767 году. В 1767 году за Булаком, в начале Старо Татарской слободы началось строительство каменной мечети. Первая молитва состоялась в 1770 году. Долгое время она называлась (4 - название), ибо располагалась на одноименной площади. С конца XIX века ее начали называть (5 - название), в честь выдающегося татарского просветителя и ученого. Примерно в эти же годы за озером Кабан, в Новой Татарской слободе, на средства богатого купца (6 – имя купца) была построена еще одна мечеть. В последствие она стала называться Апанаевской.
Самым крупным и значимым мероприятием «просвещенного абсолютизма» явилось учреждение муфтията. 22 сентября 1788 года Екатерина II повелела Иглстрому озаботиться организацией в городе (7- название города) духовного мусульманского управления. В 1789 году состоялось официальное открытие данного учреждения под названием (8 – название). Первым муфтием стал ахун (9 -имя). Его должность по петровской «Табели о рангах» приравнивалась к чину (10- указать класс чина) класса – действительный статский советник или генерал-майор. Таким образом, создавались определенные условия для консолидации мусульманского населения империи. Ответ: 1. 6. 2. 7. 3. 8. 4. 9. 5. 10. 13. Посмотрите на изображение и ответьте на вопросы. Всего 6 баллов. 13.1. Кому посвящен данный памятник? (3 балла) 13.2. В каком городе расположен данный памятник, и каким торжествам он был приурочен? (2 балла) 13.3. Выберите из списка современника этого персонажа. (2 балла) А) Кул Гали Б) Батый В) Ярослав Мудрый Г) Чингизхан Задание 14. Внимательно изучите представленный ниже отрывок из «Большой Челобитной» Ивана Пересветова и ответьте на вопросы. Максимум 14 баллов. «Государю благоверному великому царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии бьёт челом холоп твой государев выезжей из Литвы Ивашко Семенов сын Пересветова… Ехал есми, государь, изо Угор на Валашскую землю и был есми пять месяц у Петра, у воеводы у Валашского, в Сочаве. И он про тебя, государя, про великого царя благовернаго, и про твоё царство государево говорит на всяк день <…>
Да рек Пётр, волоский воевода, про Казанское царьство: Есть ли хотети Казанского царства добывати, ино призвав бога на помощь, и себя ни в чём не пощадети, послати войско на Казань, возрастивши сердца воинником своим царьскими жалованием и ласкою и приветом добрым; а иныя воины удалыя послати на Улусы на казанския, да велети их жечи и людей сечи и пленити. Да бог помилует и помощь святую свою даст извоевати их да и крестити, то и крепко. А слышал есми про ту землю, про Казанское царство, у многих воинников, которые в царстве Казанском бывали, что про нея говорят, применяют ея к подрайской земле угодием великим. Да тому велми дивимся, что таковая землица не великая, велми угодная, у таковаго великаго силнаго царя под пазухою, а не в дружбе, а он ей долго терьпит и кручину от них великую приимает; хотя бы таковая землица угодная и в дружбе была, ино было ей не мочно терпети за такое угодие». 14.1. Назовите царя, к которому обращается Иван Пересветов (1 балл). Ответ: _____________________ 14.2. Датируйте с точностью до пятилетия (год не ранее и не позднее) представленный источник (1 балл). Ответ: ___________________ 14.3. Что такое «челобитная»? (1 балл) Ответ: _______________________________________________________________________ 14.4. На основании представленного текста укажите, на территории каких зарубежных государств был Иван Пересветов. По 1 баллу за каждую названную страну. Всего 3 балла. Ответ: _______________________________________________________________________ 14.5. Как на основании представленного текста можно охарактеризовать сословное происхождение автора челобитной? Приведите три аргумента в подтверждение. 1 балл название сословного происхождения, по 1 баллу за аргументацию. Итого 4 балла. Ответ:________________________________________________________________________ 14.6. Каким образом Иван Пересветов аргументирует необходимость присоединения Казани к Московскому государству? Приведите два аргумента на основании текста. По 2 балла за каждый приведенный аргумент. Всего 4 балла. Ответ:______________________________________________________________________________ 15. Ответьте на вопросы, связанными с важными событиями в истории 2022 года. 3 балла за правильный ответ. Макс. 6 баллов. 15.1. В этом городе 410 лет назад (1612 году) вышла первая наборная книга на татарском языке. Она является продуктом западного книгопечатания, но изданная арабскими литерами. Назовите этот город. Ответ: ________________________________________________________________________ 15.2. 290 лет назад родился известный педагог, просветитель, переводчик и автор первой печатной татарской азбуки и первой в России азбуки, изданной с применением арабского шрифта. Его назначение на должность учителя татарского языка было оформлено по указу Екатерины II. Назовите его имя.