Благородный разбойник Владимир Дубровский. СССР, 1988. Режиссер Вячеслав Никифоров. Сценаристы Евгений Григорьев, Оскар Никич (по повести А.С. Пушкина). Актеры: Михаил Ефремов, Марина Зудина, Владимир Самойлов, Кирилл Лавров, Анатолий Ромашин, Виктор Павлов, Владимир Конкин, Андрей Смоляков и др. Премьера на ТВ 16 января 1990.
Режиссер Вячеслав Никифоров поставил 26 полнометражных фильмов и сериалов, среди которых есть и такие известные роботы как «Отцы и дети» (1983), «На безымянной высоте» (2004) и сериал про майора Черкасова «Палач» (2014).
Телефильм «Благородный разбойник Владимир Дубровский» — одна из наиболее известных работ Вячеслава Никифорова, в свое время приковавшая к домашним экранам миллионы зрителей.
Киновед Валерий Бондаренко вспоминает, что «премьера фильма В. Никифорова вызвала лёгкий шок. Создатели ленты вроде сознательно вошли в клинч с эстетикой Пушкина. Пушкинской прозе свойственна строгость и сдержанность… И вот авторы фильма 1989 года словно нарочно, демонстративно педалируют жутковатый реал крепостной действительности, введя ряд жестоких сцен «от себя». Зачем? Вроде от примитивной социальной сатиры они далеки. Но чёткая концепция в картине есть. Создатели фильма явно стараются содрать с повести налипший ватный панцирь, грубостью и жестокостью… Общественное и социальное (и историческое) подано в фильме Никифорова в виде жёсткого, вызывающего гротеска. Дубровский – хоть и герой, но такой здесь подчёркнуто невзрачный, обиходный, «частный», с безвольным юношески округлым подбородком (М. Ефремов). Троекуров – крепостник-деспот, и не более (превосходная работа В. Самойлова,– как пригодился ему и «дикий» монгольский разрез глаз!) … То, что обычно бывает самым слабым в картине – любовная пара романтических героев, – наполняется вдруг соками реальной жизни. И оба перед той «другой», «взрослой», уродливой жизнью – по-детски беспомощны. Фильм очень, не по-пушкински, грустный, по настроению – безнадежный. … Конечно, в версии 1989 года мы не найдем мудрой (и спасающей) пушкинской глубины. Зато здесь точно и тонко передана тревога за человека в мире, где правит «тьма низких истин», где властвуют эти самые «люди земли» (Бондаренко, 2009: 101-103).
Мнения зрителей XXI века об этой экранизации часто противоположны:
«За»:
«Фильм классный! Я влюбилась в Михаила Ефремова во время этого фильма. Он истинно сыграл благородного дворянина, который поневоле стал разбойником. Читала, что критики недооценили игру Ефремова, а я плюю на них! Так как истинный критик — это зритель, а я более чем уверена, что большинство людей, видевших картину, остались без ума от его игры. Михаил, желаю вам реализовать все ваши творческие задумки! Вы лучший, самый лучший!» (Оксана И.).
«Против»:
«Помню, как у нас девочки вскрикивали и отворачивались, когда Троекуров бил старика кнутом по лицу… Ни этой, ни многих других жестоких сцен в повести Пушкина и в помине нет. … Об остальных недостатках фильма промолчу: и этой гадости с меня хватит» (Света).
«Не принадлежу к поклонникам этого фильма. Решительно не понравились Маша – М. Зудина и Дубровский в исполнении М. Ефремова. Совершенно не учтены его внешние данные. Из него такой же романтический герой, как из, например, Леонова принц Калаф. Все-таки нужно глубже изучать эпоху, произведения Пушкина, портреты молодых военных той эпохи хотя бы по творчеству романтика Кипренского, прежде чем браться за экранизацию Пушкина. Зачем-то облагородили старого князя Верейского. Что благородного в старике, который женится на молоденькой девушке против ее воли?» (ЧНВ).
Киновед Александр Федоров
Богач, бедняк. СССР, 1982. Режиссер Арунас Жебрюнас. Сценарист Саулюс— Томас Кондротас (по роману Ирвина Шоу). Актеры: Рута Сталилюнайте, Любомирас Лауцявичюс, Неле Савиченко— Климене, Саулюс Баландис, Ремигиюс Сабулис, Игорь Рогачёв, Георгий Тараторкин, Регимантас Адомайтис, Ромуальдас Раманаускас, Мирдза Мартинсоне, Юозас Будрайтис, Гедиминас Гирдвайнис, Арнис Лицитис и др. Премьера на ТВ: январь 1984.
Режиссер Арунас Жебрюнас (1930—2013) – один из самых знаменитых литовских мастеров экрана. Он автор 12-ти полнометражных игровых фильмов («Девочка и эхо», «Маленький принц», «Красавица», «Полуночник», «Ореховый хлеб», «Путешествие в рай» и др.).
Экранизация романа Ирвина Шоу «Богач, бедняк» была снята на волне успеха «Американской трагедии», и, на мой взгляд, вполне заслуженно имела успех у телевизионной аудитории.
Зрители сих пор, как правило, вспоминают этот фильм с удовольствием:
«Очень люблю этот фильм и произведения И. Шоу. Никогда не устареет тема взаимоотношений в семье, тема денег и власти. И вся неоднозначность главных героев фильма показана блестяще. Замечательна игра всех актёров в этом фильме» (Я. Яковлева).
«Удивительно, фильм совершенно не устарел, несмотря на то, что создавался с определенной идеологической установкой» (Виталий).
«На мой взгляд, это один из редких фильмов, который затрагивает все существенные вопросы в жизни: ради чего жить, как расставлять приоритеты, можно ли переступить через кого-то и т.д. Даже если убрать уродливые штампы, которые попали в картину в силу времени, все равно даже сейчас фильм смотрится не просто актуально, а с какой-то обнаженной честностью и вызовом… Самое главное, что я вы вынес из фильма и книги: за все в этой жизни надо платить... И вообще, надо жить честно» (И. Никитин).
Киновед Александр Федоров