12 стульев. СССР, 1976. Режиссер и сценарист Марк Захаров (по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова). Актеры: Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Георгий Вицин, Николай Скоробогатов, Олег Табаков, Татьяна Пельтцер, Любовь Полищук, Наталья Журавлёва, Лидия Федосеева— Шукшина, Вера Орлова, Марк Прудкин, Савелий Крамаров, Борис Ульянов, Татьяна Божок, Виктор Проскурин, Елена Шанина и др. Премьера на ТВ: 2 января 1977 года.
Режиссер Марк Захаров (1933—2019) был знаменитым театральным режиссером, однако и его фильмы, снятые для телевидения («12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви»), имели большой успех у зрительской аудитории.
Говорят, что когда в новогодние праздники 1977 года состоялась телепремьера «12 стульев» Марка Захарова, возмущению Леонида Гайдая не было предела. Еще бы! Марк Захаров осмелился зайти на его «заповедную» кинотерриторию!
Кстати, главные киножурналы СССР — «Советский экран» и «Искусство кино» — в год премьеры этого фильма Марка Захарова обошли его молчанием, хотя нередко (особенно «Искусство кино») писали и о телефильмах.
Много позже сам Марк Захаров сказал о своих «Двенадцати стульях» так: «Фильм вышел затянутым, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста. В общем, не бог весть что!» (Цит. по: Позднякова, 2016).
Мне лично захаровские «12 стульев» нравятся, о чем я и написал в этой статье (Федоров, 1991).
Мнения зрителей о «12 стульях» до сих пор, как правило, полярны, и спор, к примеру, на портале Кино— театр.ру идет уже не первый год:
«За»:
«По— моему, Миронов и Папанов — истинные Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Они были рождены, чтобы сыграть эти роли!» (А. Головинский).
«Сколько разных мнений. ... Мое мнение, захаровская лента однозначно лучше гайдаевской. И смешнее и музыкальнее. … Меня еще прикалывают режиссерские штучки типа мысленного диалога Бендера и Коробейникова» (Денис).
«Против»:
«Главный недостаток фильма в том, что он... нудный. Худшего обвинения для экранизации комедийного шедевра просто нет» (М. Кириллов).
«Единственная неудача Марка Захарова, фильмы в его "фирменном" жанре удавались ему куда лучше. Миронов откровенно переигрывает (но превосходен в музыкальных номерах)» (Илья).
Киновед Александр Федоров
31 июня. СССР, 1978. Режиссер Леонид Квинихидзе. Сценаристы Нина Фомина, Леонид Квинихидзе (по мотивам повести Джона Б. Пристли). Актеры: Наталия Трубникова, Николай Ерёменко, Владимир Зельдин, Владимир Этуш, Людмила Власова, Александр Годунов, Любовь Полищук, Игорь Ясулович, Эммануил Геллер, Михаил Кокшенов, Владимир Сошальский и др. Премьера на ТВ: 31 декабря 1978.
Режиссер Леонид Квинихидзе (1937—2018) получил известность своими телефильмами «Крах инженера Гарина», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня», «Мэри Поппинс, до свидания» и др.
Поначалу с этой музыкальной фантазией под названием «31 июня» все было хорошо: премьера в новогодние праздники, успех у зрителей…
Но 23 августа 1979 года сыгравший одну из ролей в "31 июня" известный артист балета Александр Годунов (1949—1995) во время гастролей Большого театра в Нью—Йорке попросил политического убежища, и фильм немедленно был отправлен на полку на несколько лет…
Александр Годунов был не первой звездой советского балета, эмигрировавшей на Запад, но в отличие от Рудольфа Нуреева (1938—1993) и Михаила Барышникова, его дальнейшая судьба оказалась драматичной. Поначалу он был принят М. Барышниковым в труппу Американского театра балета, но в 1982 году, но после ссоры с ним вынужден был уйти… С 1985 года Александр Годунов начал свою карьеру в Голливуде («Свидетель», «Долговая яма», «Крепкий орешек», «Камень викингов» и др.). Его близкой подругой стала знаменитая актриса Жаклин Биссе(т). Но, увы, в мае 1995 года он был найден мертвым в своей квартире…
Уже в XXI веке кинокритик Ирина Павлова писала о «31 июня» так: «Советского зрителя той поры не нужно было учить «читать между строк». «31 июня» — фильм, который едва ли не целиком состоял из того, что «между строк». Тем, кто ныне смотрит эту музыкальную ленту только как романтическую драму о великой любви, трудно сегодня увидеть в ней то, что без труда видел в ней каждый, включивший телевизор в новогоднюю ночь 1978 года. … И все-таки сюжет о любви, находящий путь сквозь время и расстояние, важнее. … Музыку для этой сказки написал Александр Зацепин, создав музыкальный образ огромной Вселенной, через которую нужно прорваться влюбленным, сочинив изысканные музыкальные темы для древнего Парадора и ироничные шлягеры для характеристики сегодняшней реальности» (Павлова, 2010: 223).
Мнения зрителей XXI века о «31 июня» далеки от однозначности:
«Фильм замечательный! … Это прекрасная, лирическая картина, сказка для взрослых, с удивительной музыкой, великолепной игрой актеров и пластикой танцовщиков. Можно увидеть редкие кадры с Александром Годуновым, у которого так трагически сложилась судьба. Не думаю, что этот фильм когда-то состарится» (М. Морозова).
«Фильм изумительный, честно говоря, произвел в свое время намного более сильное впечатление, чем само произведение Пристли. Песни очаровательнейшие! Не устареет никогда, всегда пересматриваю с удовольствием» (Элина).
«Я тоже очень люблю этот фильм. Какие актёры! А музыка! Песни признаю только в исполнении Анциферовой» (Татьяна).
«Мне лично не понравилось: сюжет, актеры, музыка. Не люблю, когда махание руками и ногами выдают за танец, а ор и придыхание называют пением. В одной из сцен главная героиня жалуется, что все женихи ей тем-то и тем-то нехороши. У одного из них, по ее словам, пустые глаза. Всех этих кавалеров мы не видели, но пустые глаза у нее. Весь фильм девушка смотрит прямо перед собой, и больше ничего. Демонстрирует фактуру. Фактура, конечно, дай бог каждой, но смотреть на нее два часа подряд — и вы еще удивляетесь, что мне скучно? … Другим актерам играть нечего. Актеры хорошие, а персонажи никакие, из пальца высосанные» (Аняша).
Киновед Александр Федоров