Найти тему
Языковедьма

О русском пьянстве

О том, что русские много пьют, говорят многие. Однако то, что миф расхожий, ещё не означает, что он полностью справедлив. Всегда ли так было? Везде ли? Так ли это сейчас?

По мнению людей, которые родились в начале XX века в деревнях, массовое пьянство началось только с 40-х годов - и нет надобности, наверное, рассуждать о том, чем это явление могло быть вызвано. Война убила миллионы мужчин, других искалечила, а тех, кто выжил, оставила наедине с жуткими воспоминаниями. Редкий человек обладает настолько сильной психикой, чтобы она осталась невредимой после такого.

Но про предыдущие годы рассказывают совершенно другие вещи. Кто-то пил, такие, конечно были всегда, но сказать, что было какое-то частое пьянство - такого не мог утверждать никто.

А. П. Перевощикова 1901 года рождения вспоминала:

Село было триста дворов. Была винная лавка - "казенка". Так на все село было всего десять человек, которые пили. Село было трезвое, у “казенки” не давились, на заводе мало зарабатывали - не как сейчас. Один был Костя, любил выпивать. Семья была большая у него и коровы не было. Не как сейчас - пьют от большого до малого. Кто-то из крестьян приедет, купит сороковку, неделю будет ее пить. На свадьбу больше брали. У винной лавки очередей не бывало. Как объявили войну в четырнадцатом году, “казенку” сразу закрыли, а в теперешнее время ее бы сразу разнесли - подавай вина.

Помимо того, что война разрушила столько жизней, изменился ритм жизни в целом. Если раньше крестьянин должен был быть включенным в процессы хозяйства с утра до вечера и без выходных, то теперь у людей был рабочий день, который начинался и заканчивался, а также выходные, когда наступала свобода и отсутствие ответственности.

По словам Е. А. Мерзляковой 1905 года рождения:

Некогда было пить. Как-то в воскресенье вся деревня на лугу была, а мужик один ходил в соседнюю деревню - обратно идет пьяный, так бабы все руки охлопали: "Ой, Мишка-то в будень напился!” Пьяных не любили раньше. Их батюшка на сходе обсуждал. Да и пьянчужка был на весь приход один.

Традиции "пивка по пятницам" просто не было. Алкоголь появлялся на столе только по большим праздникам, и был именно атрибутом различных мероприятий, а не внутренней потребностью или необходимым элементом обычного отдыха.

М. Ф. Бобкина (1921):

Из прошлого запомнилось то, что люди раньше жили мирно, сплоченно друг с другом, хоть и бедно. Люди не пили, пьяных не было. Одна рюмка без ножки была на всю деревню. Но знали, когда выпить. Больше отмечали религиозные праздники: старый Новый год, митреевские, семик, Троица, Рождество, Петров день, Ильин день, Благовещение, Пасха - все они отмечались. Жизнь была спокойная и веселая. Не было преступности, воровства.

Ещё одна женщина 1910 года рождения вспоминала:

Раньше люди умели работать, умели и веселиться. По праздникам, конечно, немного выпивали, по рюмочке и потом веселились, пели, плясали. Знали меру. А сейчас и по праздникам пьют, и в рабочее время нередко тоже можно пьяных встретить.

То есть даже на праздник "выпивали" не означало "пили". Рюмка - и дальше начинался основной праздник. Собирались не для того, чтобы выпить, а для того, чтобы веселиться - петь, играть, танцевать, смеяться. Бутылок ставили из расчета один литр на десять человек примерно - тоже по рассказам современников.

Конечно, были такие мужики, которые ходили от стола к столу на празднике, и с каждой компанией выпивали по рюмке, пока никто не следил. В итоге они, конечно, напивались. Но таких не любили, и когда тенденция выяснялась, приглашать в конце концов переставали. За глаза над ними смеялись, в глаза таких не уважали и говорили "Кто чарки допивает, тот век не доживает".

Про то, чтобы пила мать, не рассказывал вообще никто из опрошенных, только про отцов, и только про праздники. Например, Лидия Фёдоровна Ш-ва (1929) вспоминала:

Мой отец шел домой после получки на праздник весной: несет сушки огромную вязку через плечо, на рынке купил 5 килограмм топленого масла и четушку водки (250 грамм). Отец и два соседа три вечера пили эту четушку водки, разговоров было очень много. Говорили они долго, а пили всего одну четушку водки.

Конечно, одной из причин редкого пития было отсутствие лишних денег и необходимость всё полученное тратить на хозяйство. Вне праздников у обычного человека вообще не должен был вставать вопрос о том, чтобы выпить. Вот, что вспоминала Н. К. Вычугжанина (1913):

Нельзя, конечно, сказать, что в наше время водку не пили. Пили и на свадьбах, и на праздниках, но как-то уж так было заведено, что если ты сегодня выпил, то завтра не опохмеляйся. Когда я работала в колхозе, то не было такого случая, чтоб какой-либо колхозник после праздника не вышел на работу. А ведь сейчас что, не только трактористы, а и доярки иногда по нескольку дней на работу не выходят, и как-то это все им с рук сходит.

Другая женщина, В. Д. Устюжанинова (1923) говорила, что её дед считался в деревне пьяницей. Он каждое воскресенье покупал пол-литра водки и с другим дедом выпивал чуть больше половины. В субботу после бани он допивал то, что осталось. Тогда его за это в деревне боялись и презирали, хотя во второй половине двадцатого века такого человека алкоголиком бы и не назвали. А до войны этот человек считался пьющим и пропащим. Да и чаще всего это были деды, которым жить в любом случае оставалось не так долго. "А так вот в полном рассудке, да молодые по тридцать лет не пили. Ведь семья-то нажита, так надо ведь шевелиться работать. Чтобы и пример детям показать" (по воспоминаниям (А. А. Лысова, 1924).

Борьба с пьяницами заключалась, в основном, в общественном осуждении. Например, если жена жаловалась на пьющего мужа, другие мужики могли сделать ему внушение, угрозу, а могли и побить. Если доходило до волостного старшины, били розгами.

Но это деревня. А воспоминания тех, кто в те же времена находился в рабочих поселках, заводах и городах были совсем иными. Вот что говорили о рабочем посёлке при заводе Белая Холуница (Вятская губерния):

Очень сильно распространено было среди рабочих и подростков пьянство и драки. Население пьянствовало, можно сказать, шла сплошная пьянка. Пропивали все, оставляя часто семью без куска хлеба. А драки были такие, что страшно вспоминать. Убийство, грабеж, насилие... Еще какие убийства. Особенно часто, когда знали, что едут купцы. Воровство и грабеж - считали, что Бог наказывает.

А вот, что было уже в советские годы в Ярославле:

Пили в городе сильно и много. В нашем доме была “казенка”, там все продавалось - от четушки до литра, все с разными наклейками и недорого. Если праздник какой - весь дом пьяный. Сначала песни поют, а потом драки начинаются, мужики жен своих да детей гоняют. Но вот женщины чтоб пили -не видела. Не пила до войны женщина. Но пили в основном рабочие, интеллигенция гораздо меньше. Мой папа тоже часто выпивал, но он когда выпьет- добрый такой, не дерется, не ругается. Всегда нам что-нибудь вкусное принесет или просто денег даст. Но мама сильно ругала его, иногда даже огреет в сердцах, но это понятно, семья-то большая. Молодежь тоже пила здорово. В школе, помню, учились в классе седьмом, правда, все взрослые были, лет по восемнадцать. Так мальчишки принесут на урок бутылку и под партой распивают. Сейчас-то даже представить такое нельзя, а раньше было, а в нашем доме особенно - все с одного завода мужики. Как получка - так и слышно: жены ругаются, а мужики песни орут.

Потом был развал страны и девяностые, которые разрушили если не жизни, то судьбы миллионов людей. Тут опять не до трезвости.

Но вот сейчас, в среде молодых, я как будто опять вижу уменьшение интереса к алкоголю. Или мне кажется?

Источник:

  • Бердинских. Русская деревня. Быт и нравы