А действительно, чем отличается просто нежелательное поведение от психоза?
Изучим определения
Психоз — это явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации, что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации поведения. (И.П. Павлов).
Нежелательное поведение — это любое поведение, повторения которого вы не хотели бы видеть снова при аналогичных обстоятельствах. (Р. Шрамм).
---------
Можно ли отнести психоз к нежелательному поведению? Думаю, да.
Если описывать состояние психоза в соответствии с правилами поведенческого анализа, можно ли будет отнести такой вид поведения к тяжёлому нежелательному поведению? Скорее всего, да.
Психосоциальные факторы возникновения психозов
Установлено, что риск возникновения психозов существенно повышен у лиц, переживших в детстве психологическую травму. — пишет Википедия со ссылкой сразу на несколько научных работ.
Может ли аутичный ребёнок иметь опыт психологической травмы? К сожалению, да.
Это происходит, например, когда мы блокируем его реакции, когда удерживаем за столом ради занятий, когда у нас нет возможности друг друга понять... и ещё по множеству причин.
Никто не обвиняет родителей и специалистов в том, что так случилось, но это факт, который необходимо учитывать.
Современная ABA учитывает возможную травму
«Мы исходим из того, что любой наш клиент с нежелательным поведением, имел достаточно тяжелый опыт, чтобы говорить о перенесенной травме.
Прислушиваясь к ученику и следуя за ним, формируя и поддерживая доверие, обогащая учебную среду и полагаясь на условия, где ученик доволен, расслаблен и увлечен, не заставляя заниматься и разрешая уйти, принимая решения, опираясь на то, что мы видим на занятии, отвечая на попытки общаться и обучая из радости – мы учитываем травму». — пишет Г. Хенли в своей статье "Взгляд на современную АВА".
"Тяжелое нежелательное поведение (самоагрессия, агрессия, повреждение вещей) часто встречается у людей с аутизмом. Тяжелое нежелательное поведение обычно сохраняется в репертуаре из-за того, что оно приносит конкретные результаты (подкрепления) тому человеку, который его демонстрирует.
Освобождение от нежелательного поведения возможно и высоко вероятно, если мы обучаем навыкам коммуникации, толерантности и разнообразным контекстуально обоснованным поведениям в условиях, где происходило нежелательное поведение, а затем генерализуем эти навыки в других местах, со значимыми людьми". — из содержания курса ПФА/ТОН Грегори Хенли.
Узнайте об этом подходе подробнее
Ссылка на материалы курса Г. Хенли на русском языке в отдельной статье 👇
❗До 31 января 2024г. действуют специальные условия доступа к курсу.
#ава-терапия #прикладнойанализповедения #наукаижизнь