Глава 3 / начало
Зайдя за угол, Тамара даже не сразу поняла, что пред ней дом. Решила, что очередной сарай, просто отчего-то на отшибе. Но утоптанная тропинка привела к двери этого неказистого сооружения. Из трёх окон, что выходили во двор, на снег падал жёлтый свет. Тома заглянула в окно. Ни штор, ни тюли. Просто голые окна. Хорошо была видна неприбранная постель. И Люська лежащая на ней, широко раскинув руки. Заподозрив неладное, Тамара бегом бросилась в комнату. Подбежала к Люсе и оторопела. В комнате стоял запах застарелого перегара, пота, грязных носок. Люська, лежала на кровати, раскрыв рот, и громко храпела. На столе осталась стоять недопитая бутылка. В тарелке нарезанное варёное мясо. Куски ломаного хлеба валялись между грязной посудой в беспорядке. Стало ясно, почему женщина не пришла, она была просто пьяна. Но какая же разница между жизнями. Кажется же вот, люди живут совсем рядом. Занимаются одним делом, но у Володи чистота и порядок, дом полная чаша, а в этом доме, грязь и нищета. Тамара развернулась, чтобы уйти и встретилась взглядом с котом, который грелся лёжа на припечке. Кот лениво открыл глаза, затем удивлённо их расширил, и вдруг подскочил, выгнув дугой спину, зашипел. Тамару это не удивило. Нормальная реакция кота на её появление. Поэтому у Тамары в доме котов нет. Да и не очень она их любит. Всегда появляется желание пнуть это противное животное. Вот собаки это другое дело. Или мыши. Они такие милые. У Володи нет кота. Или она его ещё не встретила.
Вот интересно, задумалась Тома. Почему нищета всегда сопровождается грязью. Вот прям неотъемлемые явления, грязь и нищета. Ну, нет денег. Ну, бывает. И Тамара через это прошла. Но чтобы вот так зарасти грязью. Можно же помыть пол, побелить печь. Бабушка каждый выходной заставляла Тому белить печь. Жили они не богато, но в доме всегда было чистенько. Ну, можно же вещи просто с пихать в шкаф. А не раскидывать их по дому.
Как и предсказывала Люська, метель началась вечером. Было очень страшно. Казалось, что сейчас огромные деревья заваляться на дом и сломают его. Тамара уговорила собаку зайти на крытый двор. Не зная, позволяет это делать Володя или нет. Люська появилась утром. Очень удивилась, что скотина накормлена, коровка подоена. Извиняться за вчерашнее поведение она не собиралась. Зашла, молча бухнула на стол мешок, заполненный на половину, высказала нецензурными словами своё удивление и скрылась. В шоковом состоянии от такого поведения, Тамара заглянула в мешок. Там был хлеб. Буханок десять. И куда его? Сушить? Немного подумав, Тома решила вынести мешок в холодный коридор. Потом об этом подумает. Если Володя не вернётся.
Володя появился вечером следующего дня. Шумно вошёл в дом разговаривая с собакой и оторопел, увидев Тамару у плиты. Она как раз готовила ужин.
- Здрасти, - почему-то оглядываясь, пролепетал он.
- Здравствуй, — улыбнулась Тома. - Меня Люся встретила. - Решила напомнить она.
- Да, конечно, — вдруг засуетился Владимир. - Я сейчас. Мне переодеться. - Он, как-то бочком, прошмыгнул в свою комнату. Минут через пятнадцать вышел и остановился в нерешительности посреди кухни.
- Ужинать будешь? - Опять улыбнувшись, поинтересовалась Тома.
- Да, конечно. Вещи вот только развешаю, — указал он на кучку вещей лежащих на полу. - Мокрые. Сейчас Владимир откровенно разглядывал Тамару. Она тоже решила не оставаться в долгу. Володя выглядел таким же, как и на фото. Высокий, худощавый, с лёгкой небритостью.
Пока он развешивал в кочегарке вещи, Тамара накрыла на стол. Достала из холодильника бутылочку вина. Поставила бокалы.
- Ну, за знакомство, — поднял Володя бокал, немного отпил, принялся есть. - Вкусно, — похвалил он. - Расскажи о себе.
- Что рассказывать? - Пожала плечами Тамара. - Я всё о себе писала. - Она осеклась, перестав говорить. У Володи закрывались глаза. Он еле-еле боролся со сном. - Давай обо всём завтра. Иди спать. - Предложила она.
- Ты, правда, не обидишься? – Встрепенувшись, поинтересовался Володя. И было видно, что ему глубоко наплевать, каким будет ответ.
- Разговаривать будем утром, — решительно встала из-за стола Тамара. А про себя усмехнулась. Приехала свататься, или не свататься. Вообще не понятно, зачем приехала? Но уезжать именно на данный момент ей совсем не хотелось.
Миша.
Вот она Ванавара. Небольшой посёлок, который живёт только за счёт учёных и туристов. Которые толпами валят к месту падения Тунгусского метеорита. Но то летом. А сейчас здесь людей не так много. И женщина, которая согласилась принять меня и Лину у себя, очень удивилась, что мы приехали зимой.
- Что вы сейчас увидите. Снег кругом. Зима в этом году снежная. Я уж и не помню, когда столько снега было. - Тараторила тётка Зина, как она просила себя называть. - В музей разве только сходите. Сомневаюсь, что найдутся желающие вас доставить к месту падения. Если только. - Тётка умолкла.
- Если что? - Подбодрил я её.
- Да есть в лесу заимка. Володька Мерещенко. Он без башенный, ему лишь бы платили. Вот он может взяться. - Подсказала тётя Зина.
- Вот и отлично, — обрадовался я, — как с ним связаться? - Обрадовался я действительно искренне. Я и представить не мог, где мне найти этого Мерещенко, к которому уехала Тамара. Колобок строго-настрого запретил обращаться в отдел 15к Красноярска. Да и чем отдел бы помог? Шестьсот километров отделяют посёлок от города. А тут удача сама в руки плыла.- Позвоню сейчас, — кивнула тётка. - Если согласиться, то завтра приедет вас и заберёт. Вам в одной комнате стелить? - Хитро подмигнув, поинтересовалась Зина.
- Нет в разных, — ответил я за Лину. Не знаю, чего она себе навоображала, но оставаться дома Лина отказалась категорически. Пообещала лечь в пороге и пусть я через неё переступлю, выходя из дома. Махнув рукой, согласился взять ведьму с собой.
- Ну, воля ваша, — пожала плечами Зина. - Я в самых тёплых комнатах постелю. Выбирайте, эта и эта. - Указала она на двери. - Мы к гостям привыкли. Летом, — уточнила она, — вот комнаты сейчас и закрыты.
- Я здесь, — указала Лина на дверь справа. С тех пор как мы сели в маленький самолётик с лавками по бокам. Битком набитый людьми, Лина не проронила ни слова. Лишь когда поднялись в небо, она прошептала, — край света. - И вот заговорила сейчас.
- Всё хорошо? - Посмотрел я на ведьму. Та молча кивнула и юркнула в свою комнату.
- А что ещё кроме места падения метеорита может показать Владимир? - Поинтересовался я у тётки Зины, когда она сообщила, что Володя согласен приехать завтра за нами.
- Ну, на охоту может сводить. - Удивлённо проговорила тётка. - Ты чё? Не знал куда, ехал? Прячешься что ль?
- Нет. Не прячусь. Я типа в командировке, — успокоил я женщину. Она облегчённо выдохнула. - А кроме охоты?
- Ну, не хочешь стрелять, у Володьки фоторужьё есть. Так многие делают. Он возит, — по-своему растолковала она мой отказ от охоты. - А девица тоже в командировке? - Подмигнула мне тётка Зина.
- Ага. На стажировке.- Улыбнулся я.
- Ну-ну, — противненько захихикала тётка.
Утром, выйдя из комнаты, я застал на кухни тётку Зину и Лину. Зина, что-то показывала ведьме, а та записывала в свою тетрадь.
- Ой, Мишка, — увидев меня, обрадовалась Лина. - Я такой рецепт записала, закачаешься.
- Кладезь витаминов, — подтвердила тётка Зина. - Будешь с осени пить, про простуду забудешь. Вот, пробуй. - Протянула она мне стакан с мутноватой красной жидкостью. Вернее с киселём. Я принюхался. Пахнет орехом и ягодой. Пригубил. Неожиданно приятный вкус. Выпил сразу полстакана. Ещё и сытный. Такой напиток выпить и завтрака не надо. - Понравилось, — Довольно улыбнулась тётка. - Ватутэл. Бабка моя готовила. Мне рецепт передала. Никогда не знали, что такое простуда. Мои предки то в этих местах одни из первых поселились. Посёлок то Ванавара отчего так зовётся? - Вопросительно посмотрела на нас Зина. - Здесь стойбище было. И место обмена шкур. Эвенки шкуры здесь обменивали на всякую мелочь. А стойбище устроили Иван с женой Варварой. Эвенки их звали Вана Вара. Вот и посёлок Ванавара.
- Класс! - Восхитилась Лина, выпивая второй стакан напитка. - Мишка, а его же не только из брусники можно делать. Любые травы и ягоды добавлять. - Поделилась соображением Лина.
После десяти утра у ворот дома тётки Зины остановились два снегохода.
- За вами, — указала на улицу Зина. – Вы ж назад возвращаться будете, ко мне заходите. Переночуете, если что.
- Обязательно. - Улыбнулся я, выходя на улицу. Следом спешила Лина.
- Вы на заимку? - Встретил нас у калитки высокий симпатичный мужчина. Я кивнул. - Двое? Тамара, — распорядился он, — девушку к себе возьми. И поезжай. А мы за вами. Усаживайся. Одет тепло? - И не дожидаясь моего ответа сел за руль. Продолжение