Развитие науки и техники в девятнадцатом – начале двадцатого века всколыхнуло у людей небывалую веру в прогресс и прекрасное будущее человечества. В этом будущем не было голода и нищеты, труд становился не божественным проклятием («в поте лица твоего будешь есть хлеб»), а удовольствием, поскольку самую трудную работу за людей должны были делать машины. А люди должны были стать свободными и могущественными как боги. Что и было показано во многих фантастических произведениях, где будущее рисовалось в самых радужных красках.
Вера в прогресс побудила к жизни и социальные чаяния человечества. В трудах учёных и писателей-утопистов зазвучала торжественная песня будущему. Со школьной скамьи помню гимн будущему в романе «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, который, пройдя в суровой действительности через все возможные испытания и страдания, написал удивительное оптимистическое произведение, где показал, как можно построить человеческое счастье при помощи «разумного эгоизма». Но если в настоящем на это способны только отдельные, «особенные» люди, то в будущем счастливым может стать большинство людей.
И потому «…будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите в него из настоящего всё, что можете перенести». Эти слова звучат как заклинание, и они наполнены верой.
И надо сказать, что многие надежды человечества действительно оправдались. Развитие науки и техники принесло в жизнь простых людей тот комфорт и блага, которые раньше были доступны только единицам. Люди живут в уютных и тёплых квартирах, пользуются общественным и личным транспортом, за короткие часы перелетают на самолётах в самые отдалённые уголки земли. Голод навсегда покинул многие страны, развитие медицины избавляет людей от ранней, когда-то очень частой, смерти. За короткое время человечество увеличилось в десятки раз. Люди покорили космос, полёты к другим планетам стали реальностью. Человек почувствовал себя настолько всемогущим, что в его силах стало не только покорение природы, но и уничтожение всей земной цивилизации и самой планеты, созданной когда-то для его обитания. В общем, человек почувствовал себя Богом, и своим разумом решил, что обойдётся без Творца, ибо сам способен им быть.
Впрочем, далеко не все разделяли подобные мысли, и наряду со светлыми прогнозами будущего появились прогнозы-предупреждения, где будущее рисовалось в довольно мрачных тонах. И к этому были все основания. Люди видели, что никакой прогресс не спасает их от ужасов войны, от несчастий и страданий, от болезней и смерти, что невозможно богатство и процветание для всех, что богами на земле чувствуют себя единицы, а большинство людей подвержено всем перипетиям зыбкого земного бытия. Особенно ярко это проявляется на пороге нового тысячелетия, начало которого когда-то представлялось многим в радужных тонах.
Поугасла и вера в науку. Ещё в шестидесятых годах прошлого века верилось, что в недалёком будущем наука решит многие проблемы человечества, откроет дорогу к всеобщему процветанию и счастливой жизни. На земле будет изобилие, техника во всём облегчит жизнь человека, «и на Марсе будут яблони цвести». И это представлялось не фантастикой, а реальностью. Многое, конечно, изменилось за пятьдесят последних лет, но решительного прорыва к новым технологиям и к новой процветающей жизни всё-таки не произошло. Напротив, жизнь усложнилась, общечеловеческих проблем стало больше, и возникла реальная угроза экологической катастрофы.
В чём корень зла? Наверное, в том, что технический прогресс не согласовывается с интеллектуальным и нравственным развитием самого человека. Наука появилась в мире не случайно. Её вызвали к жизни неистребимые потребности людей, и самая важная из них – потребность в познании. Именно она заставила Еву сорвать запретный плод с древа познания добра и зла. Поразительно, но Бог препятствовал человеку познавать мир, а дьявол (тот самый змей-искуситель) ему в этом помогал. Некоторые религиозные критики считают, что сочинители библейской легенды что-то явно перепутали. Увы, после атомной бомбы и надвигающейся экологической катастрофы старая легенда воспринимается совсем по-другому.
Человек с дубиной и с атомной бомбой в руках в принципе не изменился. Он, конечно, поумнел, развился интеллектуально, но, считая себя чуть ли не Богом на земле, божественной мудрости так и не достиг. Той самой мудрости, которая запрещала ему вкушать плоды с древа познания добра и зла. Потому что вкусившему эти плоды уже нет возврата к райской жизни, если только он её не создаст для себя сам. И когда ему стало казаться, что он уже на пороге этой райской жизни, он тут же поспешил расстаться с Богом, объявив себя его полноценным заместителем на земле. И стал молиться на науку и прогресс.
Наука не только не оправдала главных надежд человечества, хотя и могла бы это сделать при другом нравственном состоянии общества, но она не может дать человеку самого главного – любви. Между тем каждый испытывает огромную потребность в любви, сочувствии и сострадании. А христианская религия – это религия любви. И как говорил апостол Павел: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, что могу и горы переставлять, а любви не имею – то я ничто». И если это «ничто» возомнило себя Богом на земле, то ничего хорошего из этого не получится. Потому что Бог – это Любовь. И только те, кто жажду познания мира совмещает с любовью, могут стать подобными богам на этой земле. Если такое вообще возможно.
Об этом же в стихотворении Анатолия Тепляшина «Когда пришёл двадцатый век».
Когда пришёл двадцатый век,
как высший пик пути земного,
душой воспрянул человек,
увидев мир в обличье новом.
Мир электрических огней,
железных птиц и батискафов,
и межпланетных кораблей,
и всех чудес волшебных сказок.
И даже грозная чреда
из войн, пожаров и цунами
не истребила навсегда
мечты, владеющей умами.
Кто о грядущем не мечтал,
как о земном доступном рае,
где будет жизнь совсем не та,
где будет жизнь совсем другая?
Где вольным станет человек,
избавленный от горькой доли
не разгибать спины весь век
в цеху задымленном и в поле.
Где жизнь облегчит умный труд
машин, невиданных доселе.
Где люди в творчестве найдут
своё призванье в каждом деле.
Где в прошлое уйдёт вражда,
которая веками длится.
Исчезнут войны навсегда,
посты, заставы и границы.
Конечно, каждый понимал,
что жизнь во многом нас обманет.
И всё же некий идеал
мерцал, как звёздочка в тумане.
Совсем немало было в нём
и правды, и надежды зрячей.
Ведь с каждым годом,
с каждым днём
над миром он сиял всё ярче.
Но, будто бы вершины склон
достиг, –
и всё вокруг застыло.
И мир пошёл вдруг под уклон
к тому, что было, было, было…
И не горит звезда из тьмы.
И ясно всем, что в новом веке
лишились будущего мы
и, может быть, уже навеки.
Повсюду ложь, повсюду боль
и вечный спор о лучшем месте.
Но разве умерла любовь,
но разве отзвучали песни?
Но разве замкнут жизни круг
на вечный спор, на боль, на муку?
Не отвергай, мой милый друг,
мою протянутую руку.