Найти тему
Иван Жилин

Питер Уоттс, "Подсолнухи"

А я ведь угрожал, что вернусь к Уоттсу! Ещё немного, и возьмусь за его раннюю трилогию про мрачное подводное будущее, а пока съел более традиционный, в том смысле что космический цикл "Подсолнухи". Цикл маленький, несколько рассказов и "Революция в стоп-кадрах", повесть, которую часто формально называют романом, поскольку там на пару сотен слов больше, чем по западным издательским канонам положено иметь повести. Так что читается всё быстро хотя бы даже из-за объёма.

Но и не только из-за него. Некоторая занудность "Эхопраксии", которую я критиковал в обзоре цикла "Огнепад", совершенно ушла. Уоттс написал вещь не просто компактную, но и захватывающую, с крайне динамичным и не провисающим сюжетом. Ну и стилистически она куда спокойнее, что тоже положительно сказывается на восприятии и активном перелистывании страниц в жажде узнать "а что же будет дальше"?

Но всё-таки Уоттс это в первую очередь невероятная фантастическая идея. Временно отложив вопрос соотношения разума и сознания, а также зачем оно (сознание) вообще нужно разумным особям, главный канадский фантаст (тут нет сомнений - Ван Вогт давно умер да и вообще, а все остальные канадские звёзды как-то больше по фэнтези) решил поиграть с одним из ключевых штампов космических опер.

Потому что высокоразвитые и очень древние цивилизации - это штампы, которым уже лет сто, и которые встречаются в фантастике разной степени значимости и разной степени талантливости практически регулярно. Чуть реже, но всё же довольно обильно по мировой литературе, кино и играм рассыпана специальная разновидность Предтеч, которые в незапамятные времена построили сеть гиперпространственных туннелей, позволяющих путешествовать быстрее света. Как правило, кто были эти загадочные строители, зачем и как они создали этот монументальный рукотворный памятник - никакого понятия, даже физические принципы работы сети часто не ясны. В общем, таинственный и удачный подарок людям и другим расам от неизвестных героев прошлого, от которых даже названия не осталось. Поэтому их и называют только обобщённо - Предтечи.

В цикле Уоттса "Подсолнухи" Предтечи - это мы.

Ну, не совсем мы, это мы из будущего, люди планеты с разрушенной экосистемой (нет, намёков на то, что это та же Земля, с которой случился Огнепад, я не нашёл), которые поняли, что парадокс Ферми больше не работает и где-то относительно недалеко во Вселенной есть кто-то заметный - заметный до уровня Сферы Дайсона - а значит, по Цысиню, опасный. Люди, понявшие, как работают гиперпространственные туннели, которые связывают коллапсирующие звёзды, и научившиеся строить врата в эти самые туннели. Люди, пославшие невероятный корабль "Эриофора" в рейс в один конец, который - если всё пойдёт по плану - продлится до конца Вселенной.

Значит, как работают эти самые туннели? В мире "Подсолнухов" они выглядят как садовый шланг, подключённый одним концом к трубе - дали воду и хвост резиновой кишки начинает метаться и прыгать во все стороны, хаотично перемещаясь в (под)пространстве. Но шланг можно ухватить и закрепить - для этого "Эриофора" и строит специальные врата, которым для запуска требуется зажечь небольшую сингулярность. Шланг установлен и превращён в туннель, которым отныне может пользоваться всякий. Всякие и пользуются, впрочем.

Но откуда берётся там самая "небольшая сингулярность", которая нужна для запуска ворот? О, ответ на этот вопрос кроется в ещё одном особенном таланте Уоттса, таланте создавать необычные космические корабли. Впрочем, по сравнению с "Эриофорой" (и её систершипами "Крестовиком" и "Мастофорой" - ведь настоящим Предтечам мало одного суперкорабля) предыдущие творения автора, "Тезей" и "Терновый венец" выглядят, как детские игрушки.

-2

Потому что "Эриофора" и её сёстры - это не самые маленькие астероиды (помните "Функцию Шорина" у Гуревича?), сердцем которых является тоже не слишком большая чёрная дыра. Благодаря этому источнику энергии корабль разгоняется до 1/6 световой скорости, нацелившись на звезду, в окрестностях которой можно построить врата. За некоторое (лет сто) время до прилёта в систему с чуть большой скоростью отправляют машины фон Неймана, которые к прилёту самой "Эриофоры" из подручных материалов собирают физическую основу портала. Корабль проходит сквозь него, сбрасывая небольшую сингулярность, порождаемую основной чёрной дырой в сердце корабля, и гиперпространственный туннель готов. Сборка окончена. Можно - не останавливаясь! - лететь дальше. Всё просто.

Кораблём управляет искусственный интеллект. Не слишком умный, вроде Капитана с "Тезея", а довольно средненький. Поэтому в помощь ему снаряжена команда - тысячи человек, которые специально выращены и подготовлены к тому, что отправляются в рейс в один конец, в путешествие на миллиарды лет календарных и миллионы лет световых. Они будут лежать в анабиозных камерах, пробуждаясь небольшими группами по пять-семь человек во время сборок или сложных ситуаций - ИИ по имени Шимп, как я уже сказал, довольно средненький, с нестандартными условиями задачи он справится сам не может. Пробудились, неделю-другую походили по бесконечным палубам огромного корабля, закончили сборку - и заснули на ещё тысячу лет. Или на две.

Они знают, что никогда не вернутся назад - прошло слишком много времени, что случилось с Землёй ведомо только Господу, а из свежесобранных порталов иногда появляется (тут я всегда представляю себе игру Duskers) чёрт знает что, наводящее на мысли, что идея обрубить все связи с метрополией на старте была правильной (забывайте "Функцию Шорина", которую мы вспомнили чуть выше). Одна из новелл цикла, незаконченный "Автостопщик", русский перевод которого можно найти на сайте Уоттса, работает на обоснование этой идеи автора. Экипаж к этому плюс-минус готов.

А вот к некоторым решениям не самого сильного ИИ по имени Шимп экипаж оказался не готов. А архитекторы бесконечного рейса оказались не совсем готовы к действиям экипажа, который урывками действуя в короткие периоды бодрствования, в обстановке тотального контроля со стороны всех систем ИИ, начинает готовить ту самую "стоп-кадровую революцию", вынесенную в заголовок повести. Готовить самый странный бунт на самом странном корабле в мировой литературе.

История получилась захватывающая. Собственно, на фоне такого масштаба основной идеи я бы простил тексту некоторые недостатки, но у Уоттса на этот раз нет проблем ни с интригой, ни с темпом, да и персонажи получились достаточно симпатичными. Даже Шимп - он, в конце концов, не полностью виноват ни в одном из некоторых своих решений, его так запрограммировали. Не говоря уж про людей.

В общем, получилось здорово. И интрига, и социалочка, и всё на фоне событий вселенских масштабов. Примыкающие к основной повести рассказы разнообразят жанровый компот: "Гиганты" незамысловатая, но яркая приключенческая приключалка в духе Кларка, уже помянутый "Автостопщик" натуральный хоррор, а написанный прежде всех вещей цикла "Остров" - красивая (я не сказал "счастливая" или "удачная") история контакта с очень необычным чужим разумом. Кстати, хронологически это последний эпизод полёта "Эриофоры", рассказывающий историю, происходящую через миллиард лет после старта. Больше миллиарда, если быть точным.

В общем, не могу не порекомендовать. Несмотря на то, что сеттинг производит большее впечатление, чем сюжет, книги стоит прочесть. Времени это, опять же, много не займёт и можно будет ещё какой-нибудь фантазийный цикл попробовать на зуб.

-3

А эриофора, кстати, это такой симпатичный паук. Вполне традиционный, плетущий сети, обычные, не гиперпространственные.