Для начала, давайте разберем две логические задачки. Вам предстоит выбрать какое из двух приведенных суждений истинно. Первое или второе. Не торопитесь с ответом.
1. Все планеты вращаются вокруг Солнца. «Земля» вращается вокруг Солнца. Значит «Земля» - это планета.
2. Бог создал всё сущее. «Земля» - это сущее. Значит Бог создал «Землю»
Скажу, с большей вероятностью, что вы выбрали истинным первое суждение.
Действительно, был проведён эксперимент на достаточно большой выборке, около 6000 человек. Так вот, 65% испытуемых выбрали за истину Первое утверждение о том, что «Земля» - это планета. И всего лишь 25% - за утверждение, где Бог создал Землю.
С точки зрения человеческих знаний, конечно «Земля» - это планета, а о том, что Бог создал «Землю» вопрос спорный. Но с точки зрения логики, применимой к данным суждениям, как раз первое утверждение считается ложным.
Давайте с помощью логики разберёмся. Итак, если Бог создал всё что существует, а «Земля» без сомнения существует, значит Бог создал «Землю». С точки зрения логики, это суждение безупречно. Другое дело, что мы об этом думаем с вами.
А вот Первое утверждение, где можно слово «Земля» заменить, например, на космический спутник МКС. Тогда получается: Все планеты вращаются вокруг Солнца (верно). МКС вращается вокруг Солнца (верно). Значит МКС - это планета (не верно). Как вам такое?!
Логическое или критикующее
Но если мы критическое мышление сведем только в наличие в нем логики, то этот будет логическое мышление. А мы говорим о критическом мышлении.
Однако не стоит думать, что критическое мышление – это критикующее мышление, подвергающее все критике, сомнениям, недоверию.
На сегодняшний день не существует четкой структуры или однозначного определения критического мышления. Но! Именно критическое мышление сегодня в топе развития гибких навыков – Soft Skills, необходимых для работников в любой сфере деятельности.
Ученые ХХ века, еще не предполагавшие об эпохе информационного нагромождения, придавали большую значимость мыслительным процессам перед обычной информированностью о чем угодно.
«Правильно мыслить более ценно, чем многое знать».
Джон Локк
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Томас Эдисон.
Автор термина «критическое мышление» — американский философ Джон Дьюи понимает так: активное, настойчивое, тщательное, применяемое в отношении всех форм информации, рефлексивное и автономное. Иначе говоря, критическое мышление — способность сомневаться в информации и своих убеждениях, мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы (1910 г.)
Установки или личностные качества человека, умеющего мыслить критически
Сегодня существует множество определений критического мышления, но давайте рассмотрим его ключевые черты, которые выделяют исследователи.
Во-первых, это внимательность — умение пристально наблюдать за происходящим.
Далее, любознательность или пытливость, которая позволяет активно исследовать новые вопросы.
Важным элементом является уверенность в себе и интеллектуальная смелость — готовность задавать не только окружающим, но и самому себе сложные вопросы и искать на них ответы.
Еще одной важной чертой является готовность сдерживаться от поспешных суждений, что подразумевает способность принимать обдуманные решения, не торопясь.
И, конечно же, стремление к поиску истины, которое делает нас похожими на великого философа Сократа.
Как можно измерить навыки критического мышления?
Давайте в этом разберемся.
Во-первых, это умение разбираться с информацией, проводить анализ и синтез, определять, что является первостепенным, а что второстепенным в потоке данных.
Второй важный аспект – оценивать достоверность информации, проводить ее верификацию и уметь интерпретировать – делать свои выводы. Умение выявлять логические ошибки в информации, различать несоответствия, выделять правду среди лжи. Умение обнаруживать уловки в тексте, разгадывать психологические трюки, используемые в информации.
Третье – умение делать правильные выводы.
Четвертое – готовность к принятию решений на практике.
Что касаемо подростков
В отношении подростков – в образовании сейчас говорят о четырех "К" – это
креативность,
критическое мышление,
коммуникация,
кооперация.
Они являются основой для развития навыков, которые чуть сложнее обычной грамотности и на которые стоит делать упор.
Эти четыре навыка играют важную роль в современных образовательных программах. Например, в США государственные образовательные стандарты основаны на них. То же самое можно сказать и о других прогрессивных образовательных системах в разных странах, таких как Австралия, Канада, Великобритания и др.
В России также ведется работа над внедрением этих компетенций. В частности о своей работе в этой области много рассказывает Тарас Пащенко – директор лаборатории проектирования образования в институте ВШЭ. Надо учить подростков ДУМАТЬ.
По словам известного русского философа Александра Пятигорского: "Думание - это омерзительно трудная вещь, от которой люди стараются уклоняться".
Подробнее о критическом мышлении подростков разберем в следующей статье.
А сейчас еще одна логическая задачка от Тараса Пащенко.
Суд приговаривает преступника к смертной казни. По законам этой страны, приговоренный имеет право на последнее слово, которое может содержать не более одного утверждения. Если оно будет истинным, то преступника утопят. А если ложным – тогда повесят. Осуждённый произнес одну фразу, после чего казнь немедленно отменили. Что он сказал?