Найти тему
Психолог Ирина П.

Критическое мышление. Есть оно или нет. И причем тут подростки.

Оглавление
Сократ. Что есть Истина?
Сократ. Что есть Истина?

Для начала, давайте разберем две логические задачки. Вам предстоит выбрать какое из двух приведенных суждений истинно. Первое или второе. Не торопитесь с ответом.

1. Все планеты вращаются вокруг Солнца. «Земля» вращается вокруг Солнца. Значит «Земля» - это планета.

2. Бог создал всё сущее. «Земля» - это сущее. Значит Бог создал «Землю»

Скажу, с большей вероятностью, что вы выбрали истинным первое суждение.

Действительно, был проведён эксперимент на достаточно большой выборке, около 6000 человек. Так вот, 65% испытуемых выбрали за истину Первое утверждение о том, что «Земля» - это планета. И всего лишь 25% - за утверждение, где Бог создал Землю.

С точки зрения человеческих знаний, конечно «Земля» - это планета, а о том, что Бог создал «Землю» вопрос спорный. Но с точки зрения логики, применимой к данным суждениям, как раз первое утверждение считается ложным.

Давайте с помощью логики разберёмся. Итак, если Бог создал всё что существует, а «Земля» без сомнения существует, значит Бог создал «Землю». С точки зрения логики, это суждение безупречно. Другое дело, что мы об этом думаем с вами.

А вот Первое утверждение, где можно слово «Земля» заменить, например, на космический спутник МКС. Тогда получается: Все планеты вращаются вокруг Солнца (верно). МКС вращается вокруг Солнца (верно). Значит МКС - это планета (не верно). Как вам такое?!

Логическое или критикующее

Но если мы критическое мышление сведем только в наличие в нем логики, то этот будет логическое мышление. А мы говорим о критическом мышлении.

Однако не стоит думать, что критическое мышление – это критикующее мышление, подвергающее все критике, сомнениям, недоверию.

На сегодняшний день не существует четкой структуры или однозначного определения критического мышления. Но! Именно критическое мышление сегодня в топе развития гибких навыков – Soft Skills, необходимых для работников в любой сфере деятельности.

Ученые ХХ века, еще не предполагавшие об эпохе информационного нагромождения, придавали большую значимость мыслительным процессам перед обычной информированностью о чем угодно.

«Правильно мыслить более ценно, чем многое знать».

Джон Локк

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».

Томас Эдисон.

Автор термина «критическое мышление» — американский философ Джон Дьюи понимает так: активное, настойчивое, тщательное, применяемое в отношении всех форм информации, рефлексивное и автономное. Иначе говоря, критическое мышление — способность сомневаться в информации и своих убеждениях, мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы (1910 г.)

Установки или личностные качества человека, умеющего мыслить критически

Сегодня существует множество определений критического мышления, но давайте рассмотрим его ключевые черты, которые выделяют исследователи.

Во-первых, это внимательность — умение пристально наблюдать за происходящим.

Далее, любознательность или пытливость, которая позволяет активно исследовать новые вопросы.

Важным элементом является уверенность в себе и интеллектуальная смелость — готовность задавать не только окружающим, но и самому себе сложные вопросы и искать на них ответы.

Еще одной важной чертой является готовность сдерживаться от поспешных суждений, что подразумевает способность принимать обдуманные решения, не торопясь.

И, конечно же, стремление к поиску истины, которое делает нас похожими на великого философа Сократа.

Как можно измерить навыки критического мышления?

Давайте в этом разберемся.

Во-первых, это умение разбираться с информацией, проводить анализ и синтез, определять, что является первостепенным, а что второстепенным в потоке данных.

Второй важный аспект – оценивать достоверность информации, проводить ее верификацию и уметь интерпретировать – делать свои выводы. Умение выявлять логические ошибки в информации, различать несоответствия, выделять правду среди лжи. Умение обнаруживать уловки в тексте, разгадывать психологические трюки, используемые в информации.

Третье – умение делать правильные выводы.

Четвертое – готовность к принятию решений на практике.

Что касаемо подростков

В отношении подростков – в образовании сейчас говорят о четырех "К" – это

креативность,

критическое мышление,

коммуникация,

кооперация.

Они являются основой для развития навыков, которые чуть сложнее обычной грамотности и на которые стоит делать упор.

Эти четыре навыка играют важную роль в современных образовательных программах. Например, в США государственные образовательные стандарты основаны на них. То же самое можно сказать и о других прогрессивных образовательных системах в разных странах, таких как Австралия, Канада, Великобритания и др.

В России также ведется работа над внедрением этих компетенций. В частности о своей работе в этой области много рассказывает Тарас Пащенко – директор лаборатории проектирования образования в институте ВШЭ. Надо учить подростков ДУМАТЬ.

По словам известного русского философа Александра Пятигорского: "Думание - это омерзительно трудная вещь, от которой люди стараются уклоняться".

Подробнее о критическом мышлении подростков разберем в следующей статье.

А сейчас еще одна логическая задачка от Тараса Пащенко.

Суд приговаривает преступника к смертной казни. По законам этой страны, приговоренный имеет право на последнее слово, которое может содержать не более одного утверждения. Если оно будет истинным, то преступника утопят. А если ложным – тогда повесят. Осуждённый произнес одну фразу, после чего казнь немедленно отменили. Что он сказал?

Если вам понравилась статья подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии