Добрый день, дорогие читатели! После того, как мы отвлеклись на иркутскую улицу Ширямова, а заодно вспомнили, куда можно было улететь из Иркутска в советские годы (наш аэропорт как раз находится на ул. Ширямова), мы снова возвращаемся в Крым.
В прошлых публикациях по Феодосии мы вдоволь нагулялись по этому городу, так что пора двигаться дальше. Продвигаться мы будем вдоль моря, а раз так, то ну никак нельзя пропустить вниманием один объект, который появился на карте города совсем недавно. Точнее даже не города, а акватории Черного моря, которая непосредственно примыкает к порту Феодосии.
На карте города (см. ниже) хорошо виден 550-метровый мол, который дугой отгораживает порт Феодосии от черноморских штормов. Вот в 450 метрах от этого мола к востоку практически у самого берега располагается наполовину затопленный турецкий сухогруз Berg. На подводные камни он налетел еще то ли в 2018, то ли в 2019 году. Судно получило пробоины, несовместимые с сохранением плавучести, а потому было принято решение быстренько оттащить его к берегу, чтобы не дать затонуть полностью. Это могло вызвать вообще экологическую катастрофу в этих местах.
Сухогруз выставили на продажу. Теоретически его вроде бы можно восстановить, но наиболее вероятным вариантом использования будет распил на металлолом. Но вроде бы пока он всё в том же месте располагается.
Мы же начинаем двигаться на восток. И примерно еще через километр будет мыс, который местные окрестили Чумка. Если я правильно понял, то название это из области местного фольклора. Здесь же располагается пляж.
В целом же район неподалеку от этих мест называется Карантин. Такие карантины есть во всех крупных портах, поскольку товар, привезенный издалека, должен был отлежаться определенное время.
И Вот из этих мест береговая линия отворачивает на юго-восток, чтобы достигнув мыса Святого Ильи повернуть, наконец на юго-запад. Исследовать эти места начала группа специалистов еще в 1850-е гг. В результате, были найдены остатки античного поселения и золотые сережки, которые в наши дни являются частью коллекции Эрмитажа - Феодосийские серьги. А в 1861 году до этих мест добрался и Александр II. Вскоре он подпишет манифест об отмене крепостного права.
Здесь и расположен знаменитый Ильинский маяк. То, что маяк в этом месте нужен, понимали с глубокой древности. Тут и сам мыс далеко в море вдается, и подводных камней в непосредственной близости хватает, и туманы часто происходят. Тем более кажется странным, что маяк был построен лишь в самом конце XIX века и то на частные средства. Инвестором выступила женщина, чей сын вылечился от туберкулеза крымским воздухом. Толчком же для строительства стали две катастрофы начала 90-х гг. ХIХ века,
Первый деревянный маяк перестроят еще до революции. Но в 1941 году он будет уничтожен. Восстановят его лишь к 1955 году.
Ну а вот и фотография самого мыса:
Фактически же этот мыс является крайней восточной оконечностью главной гряды Крымских гор. Эта часть массива называется Тепе-Оба. Высоты здесь совсем не впечатляющие - 384 метра над уровнем моря высшая точка.
На склонах хребта очень интересное открытие сделал местный лесничий, специалист по гидромелиорации Федор Иванович Зибольд. Он обнаружил кучи щебня, после чего выдвинул гипотезу, что все это использовалось для конденсации влаги. Зибольд смог устроить собственный аналогичный объект, который теоретически давал около 360 литров воды в сутки, что для этих мест очень неплохо. Сама чаша сохранилась и привлекает внимание поклонников такой экспериментальной физики.
Расположена чаша примерно на середине между Ильинским маяком и пос. Орджоникидзе. К поселку примыкает бухта с очень интересным названием - Двуякорная. По основной версии, которая больше походит на легенду, в этих местах нередко случались сильные штормы. А потому, когда венецианские корабли прибывали сюда, то они бросали сразу два якоря.
А чуть южнее пос. Орджоникидзе в море почти на 4 км уходит мыс Киик-Атлама. Перевести это можно как прыжок дикой козы. Но в чем смысл - я не понял. А с другой стороны от мыса уже бухта Провато, которая входит в Коктебельский залив. Истолковать это название можно что-то типа проверенная, испытанная. Здесь множество пляжей и тропа вдоль всего побережья. А в глубине материка находится вершина Джан-Кутаран, что в переводе означает "Спасите! На помощь!". Вот так мы и приблизились к мысу Хамелеон, за которым уже будут начинаться пляжи Коктебеля, но о них уже в следующей истории. Но общим видом Коктебеля давайте полюбуемся уже сегодня как раз с мыса Хамелеон.
Спасибо, что читаете! До встречи в Коктебеле!