Города и улицы ... . Возьмём наш любимый Краснодар. Город был основан в 1793 году под именем Екатеринодар черноморскими казаками, получившими в дар от императрицы Екатерины Великой землю между р. Кубань и Азовским морем, в знак признательности властям. На месте города первоначально был воздвигнут укрепрайон в виде крепости.
Вместе с тем южно-причерноморский форпост России носит имя Екатерины не только стараниями императрицы, и не только как жест благодарности со стороны казачества.
София Августа Фредерика Ангальт -Цербстская (герм. - Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg), в православном крещении получила имя Екатерины Алексеевны в честь святой великомученицы Екатерины (287-305 г.г. Римская империя), пострадавшей за твердое и аргументированное исповедание веры Христовой перед лицом языческих репрессий, пролившей свою кровь и принявшей смерть от языческой власти в самом начале 4 века. Св. Екатерина была великолепно образована, владела многими языками, философией и ораторским искусством. Город и ныне находится под ее небесным управлением и покровом.
Екатерина совершила святой подвиг на рубеже 3-4 веков от Рождества Христова. Задумаемся, а в наше время смог ли бы кто взять в свои руки такой крест? Ответ лежащий на поверхности современной жизни - в наше время человек занят потреблением, достигшим высокой степени интенсивности, и ранее, в глубинах истории немыслимых, количественных и качественных показателей ... . Человеку за этим занятием некогда, не до высоких идей и подвига ... . В наше время и вообразить трудно, что в среде населения, живущего обычной гражданской жизнью - укутанной сытым комфортом цивилизации и направленной в основном на максимальное достижение этого комфорта, на потребление, на получение вещей материальных, имеющих твердое денежное выражение, или нематериальных, доставляющих удовольствие, наслаждение, приносящих развлечения различного характера - можно найти человека даже теоретически, мысленно готового к подобному святому подвигу, не говоря уже о фактической готовности. В мужской среде не сыскать способного твердо постоять за веру православную, о барышнях даже не вспоминаем. Не факт, что не найдем такую личность если тщательно поищем, однако представить себе положительный результат поиска трудно, глядя на основную массу современного социума.
Современная цивилизация лишив человека духовной трезвости, обездолив и по максимуму расслабив его нравственно, внушила, что ему все должны - начиная с президента страны и заканчивая домкомом, в семье конечным должником является супруга или мать, на районе - участковый. Он же должен окружающим людям и миру в той мере, насколько это ему выгодно и полезно, прямо или косвенно, и не ущемляет его свободы (а по сути произвола). Цивилизованный человек старательно избегает конфликтных ситуаций в коллективе, с руководством, с людьми, от которых зависит, и даже с самим собой, стремится быть на позитиве, дистанцируется от токсичных персонажей, остерегается токсичных схем поведения. Казалось бы, что плохого? ... Однако, если задуматься, нравственный драматизм имеет место, и состоит в том, что бесконфликтность считается цивилизованной нормой поведения независимо от того, что явилось причиной конфликта - правда или ложь ... .
Таким образом, из года в год, от десятилетия к десятилетию, от поколения к поколению общество утрачивает иммунитет ко лжи, который восстанавливается крайне трудно и болезненно, через лихорадку и скорби, принесенные бурями войн, революций и прочих потрясений. Не хотелось бы через это пройти? Безусловно, о чем разговор ..., пусть будет мир и покой, и будет как можно дольше, чтобы на наш век ныне живущих и молодых и возрастных хватило. Однако надо помнить, что может настать время, когда нас не спросят, когда времена будут исполнены, и невидимые границы пересечены, и вступит в силу отнюдь не оправдательный вердикт - "... если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их, и ударами - неправду их ... " - Псалом 88.
О Боге цивилизованный человек, в контексте сказанного, либо вообще не думает, либо размышляет в весьма абстрактных категориях, которые к каким-либо обязанностям или ответственности не призывают. В лучшем случае человек успокаивает себя тем, что он больших грехов не вершит - не убивает, не крадет. "Лучший случай" на языке современной цивилизации обозначим как "вера в душе" - что сказать - и на том спасибо.
Следует оговориться, что здесь речь идет о населении, не просвещенном в христианском отношении, и усилий к такому просвещению не прилагающем, о контингенте, крещеном в Православие, по стечению обстоятельств так сказать. Здесь не идет речь об активных прихожанах православных Храмов, регулярно участвующих в воскресных службах, знающих по меньшей мере основы Нового Завета, и по мере сил исполняющих нормы христианского закона - их абсолютное, к большому сожалению, меньшинство по отношению к населению.
Вместе с тем, всякая оговорка изреченная человеком в сфере действия Божественной Силы не имеет абсолютного значения. Пути Господни неисповедимы, первые могут стать последними, и последние занять место первых. Господь из сугубо светских глубин может извлечь человека, призвав к подвигу. Но вполне понятно - и логически, и статистически, и нравственно - церковная среда к подвигу ближе.
Продолжение следует.