Найти тему

Происхождение нарымских селькупов

Селькупы никогда не были единым народом и не имели один всем понятный язык. Сегодня по хозяйственному укладу селькупы делятся на северных (Ямал и низовья Енисея) и южных (Томская область). Язык также делится как минимум на северноселькупский и южноселькупский, и эти два языка даже внутри себя мало понятны.

Как известно, северные селькупы образовались не раньше XVI века из тех групп, которые из-за притеснения тюрками с юга, хантами и казаками с запада, смогли уйти далеко на север. До этого времени селькупы жили в основном на территории нынешней Томской области, однако не были единым народом даже с того момента, когда считались единым народом.

Этнические группы южных селькупов
Этнические группы южных селькупов

Разные группы селькупов имеют своё название и свои культурные обычаи, а также обычно и свой диалект. Сейчас известны такие группы южных селькупов (вверх по течению р. Обь): чумэлгуп (нарымские), шёшкуп (колпашевские), сюссэкум (кетские, обские и чаинские), тюйкум (чулымские и верхнеобские). В районе г. Томска проживали также пайкум, соркум и кайкум, о которых есть лишь упоминания.

На мой взгляд, в плане языка и особенностей культуры самыми выделяющимися являются нарымские селькупы - чумэлгула, что занимают почти всю северную половину Томской области, включая реки Тым, Васюган, Парабель, Пайдугина и другие. Именно с. Нарым, ранее Нарымский острог, а изначально - Нарымский город был столицей Пегой орды, легендарного государства селькупов, о котором явно упоминают воеводы, местные жители и народная память. Также нарымские селькупы сейчас - самый многочисленный этнос южных селькупов, они лучше сохранили свою культуру. Почему-то именно нарымские селькупы сидели в центре селькупского мира, в основании первой государственности в Приобье. Дело кроется в их происхождении.

В народной памяти название «Пегая Орда» скрывает именно государство селькупов. Однако в XVI сибирские исследователи и путешественники отмечали этот термин как наименование некоторого этноса. Это были Пегие люди, Г. Ф. Миллер так описывает их:

будучи в Тоболску, видял сея орды одного человека, у которого была вся голова пестрая, и волосы были у него отросчены на палець. Оной толь мне удивителен и приятен показался, что думаю, ежели б сей татарин в Европе был, то б он за удивителной вид головы своей мог немалыя денги получать.

Самая большая группа Пегих людей проживала в районе Тобольска, однако старожилы юга Томской области даже, бывало, видели таких ещё недавно. Например, вот что мне рассказала жительница с. Майково:

В Колпашево мне рассказывала моя знакомая, учительница - в их школе была девочка с большим чёрным пятном на половину лица. Ровно по середине шла. И на руках, на запястьях немного чёрные пятна были небольшие. Её из-за этого сильно дразнили.

Тобольск - старинный город недалеко от Тюмени. До завоевания казаками Ермака, на его месте находилась столица владений царя Кучума, а район течения р. Тара в исторические времена был населён барабинскими татарами. Именно среди барабинцев встретил большее количество Пегих людей, чем где-то ещё Г. Ф. Миллер. Однако татарами барабинцы были не всегда. По словам тамошних старожил, раньше они были остяками и говорили на остяцком языке:

Здесь узнали от одного барабинца, что они (барабинцы) сто лет назад были одним народом с остяками и говорили на их языке. Но так как вокруг них жили одни татары, то они со временем потеряли свой язык. Свое имя “барабинцы или бараба” они имели уже тогда, но что это слово значит и почему они не называют себя остяками, он сказать не может.

Слово «бараба» недаром схоже с названием реки Парабель, которое в свою очередь происходит от древнего рода нарымских селькупов «Парба» (эту связь также подмечает исследователь и этнограф Г. И. Пелих). Очевидно - барабинские татары в прошлом, до ассимиляции тюрками и исламизации (миссиями из Бухары в XV-XVI веках) были предками или родственниками нарымских селькупов. Возможно, в период исламизации или чуть раньше, часть барабинцев ушла на север от течения р. Тара и прошла через Васюганские болота к Васюгану и р. Парабель, а оттуда к Оби. Недаром Васюган называется на языке нарымских селькупов Варг Кы «Большая Река» , хотя даже в устье река не является широкой. Однако Васюган намного шире верховьев р. Тара, откуда предки нарымских селькупов пришли в Томскую область. О связи между Пегой Ордой и Пегими людьми говорит Н. Витсен:

около города Нарыма, как прежде думали, жили пегие люди, которые назывались Пегой ордой.

Выходит, государство селькупов Пегая Орда названо именно в честь её основоположников - Пегих людей, нарымских селькупов, которые пришли в современный Нарым более тысячи лет назад с района Тюмени, где их часть - барабинцы, оставшись на месте, стали татарами.

Что более интересно: географически ближайший к барабинцам народ с запада - манси (с других сторон они исторически были окружены тюрками). Когда-то давно (до прихода тюрков) манси занимали намного более южные территории, чем ныне - следы их культуры археологи находят даже в пределах Челябинска. В древности манси близко контактировали с барабинцами (пегими людьми), потому следы мансийского языка мы находим в языке нарымских селькупов (и в целом во всём южноселькупском языке). Об этом пишет Прокофьев:

-4

К тому же у манси традиционно была развита традиция государствености и известно, что войска мансийских князей доходили до Великого Устюга. Развитая государственность была и у их соседей - пегих людей, которые, достигнув р. Обь, принесли её сюда и основали Пегую Орду.

Продвижение предков нарымских селькупов из Барабы.
Продвижение предков нарымских селькупов из Барабы.