16,5K подписчиков

Нам солнца не надо - нам партия светит. Нам хлеба не надо - работу давай

23K прочитали

Решил я всё-таки прочесть всего Николая Островского. Начал читать последний, третий том его полного собрания сочинений, и… ужаснулся. Ностальгия по политзанятиям с головой накрыла меня. Сколько же сил и времени было потрачено впустую. Кажется, знали все, что чем больше идеологической накачки, тем сильнее противодействие. Об этом говорили везде, даже на заседаниях парткомов, но идеологическая накачка только нарастала.

Решил я всё-таки прочесть всего Николая Островского. Начал читать последний, третий том его полного собрания сочинений, и… ужаснулся. Ностальгия по политзанятиям с головой накрыла меня.

У нас военной кафедре над классной доской висел лозунг «Всё, что создано народом, должно быть надёжно защищено» Л.И. Брежнев. Проучившись четыре года в институте, соответственно, три года на военной кафедре, мы что-то там сильно набедокурили, по-моему, послали в известном направлении большого начальника. Виновного не нашли, поэтому начальник военной кафедры снимал стружку со всех. Наглядно доказав, что мы хуже фашистов, нам был задан вопрос: «Кто из вас скажет, какая умная мысль у вас висит в классе над доской?» Воцарилось гробовое молчание. Никто не мог вспомнить. Ну, написано и написано, если всё читать, что где написано, никаких глаз не хватит. Дело шло к концу рабочего дня, вдруг открывается дверь и по-детски непосредственно и весело влетела внучка нач. военной кафедры и почти крикнула: «Дедуля, ты меня любишь?». Старый капитан первого ранга нежно обнял её, и на миг подняв на нас глаза, губы его безвучно, но очень убедительно прошептали: «Пшли вон отсюда!». Уже на сборах в дивизии десантных кораблей мы увидели в казарме лозунг «Всё, что создано народом, должно быть надёжно защищено» В.И. Ленин. Посмеялись, но авторство слов лозунга выяснять не стали. Оба хороши!

А кто помнит, как изучали политэкономию капитализма и социализма, научный коммунизм, марксистко-ленинскую философию, историю КПСС, научный атеизм? Сколько времени потеряно! Хорошо, если кто-то вспомнит историю, экономисты вспомнят что-то из политэкономии. А сколько трудов Ленина Энгельса, Маркса мы конспектировали! Хорошо на флоте, офицерам матросы конспекты Ленина и Брежнева писали. Замполит в ярости по кораблю бегал. Помню, «достал» старший помощник командира корабля матроса из нового призыва. Если бы не армия, сидеть бы ему за подделку подписей. А тут…, короче, стал он разным почерком писать офицерам конспекты по политической подготовке. Он единственным был на корабле, кто знал некоторые работы Ленина наизусть.

Решил я всё-таки прочесть всего Николая Островского. Начал читать последний, третий том его полного собрания сочинений, и… ужаснулся. Ностальгия по политзанятиям с головой накрыла меня.-2

Помню, в 10-м классе, по заранее розданным брошюрам, нас заставали учить умные мысли коммунистов. И не просто учить наизусть, а еще и приводить примеры из жизни. Должен был быть открытый урок, с присутствием шефов, представителей райкома комсомола, городского отдела народного образования. Волновались сильно, ибо сказали, что кто завалит урок, тот аттестат о среднем образовании не получит. Наступил ответственный день, и… урок по каким-то причинам отменили. Эти брошюры долго валялись по углам школьного двора.
Каково же было моё удивление, когда у Николая Островского нашел эти самые умные мысли под общим заголовком «Мысли большевика»:

  • «Кто смеет считать большевика неработоспособным, пока у него бьется сердце?»
  • «Если жизнь ударила тебя в грудь, не ползи назад, а сейчас же наступай на нее».
  • «Меня всегда поражала и глубоко трогала необычайная простота товарища Сталина, проявляющаяся в его образе жизни, его речах и даже в его костюме».
  • «Если бы мне сказали, что мое произведение плохо написано, и возвращали бы мне не один раз, двадцать раз, то я начал бы писать его снова двадцать первый раз, хорошенько подумав, как это сделать получше».
  • «Если бы я разжал кулак, в котором я держу себя, произошло бы несчастье».
  • «Я пробовал делать над собой опыты: обращать внимание на неудобства, лишения, боли, и тогда я начинал сползать с занятых позиций, готов был скулить. Уверяю вас, это не дело. Занятых позиций большевики не сдают».
  • «В том-то смысл и красота борьбы. Жизнь тебя лупит, а ты сейчас же даешь ей сдачи. Когда хорошо, каждый дурак будет жить, а ты попробуй жить и бороться при скверных условиях. Да не прячь головы под крыло, как страус, а смотри жизни в лицо».
  • «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, это – мать».
У нас на заводе таких плакатов штук 8 висело.
У нас на заводе таких плакатов штук 8 висело.

Безусловно, среди этих мыслей можно найти немало мудрых. Но в том и беда коммунистических идеологов, что они мудрые мысли вставляли по поводу и без. От того, мудрые мысли, повторяемые сотни раз, становились ненавистны. Сестра училась в институте рыбной промышленности и хозяйства. Во всех рефератах она была обязана вставлять слова Ленина о рыбной отрасли. У Ленина была одна, единственная фраза про рыбное хозяйство. Он сказал: «Обращаю внимание на сугубую важность рыбного дела». В любом реферате надо так подвести мысль, чтобы можно было вставить эту «сугубую важность». Не вставил, автоматически получи два бала. Сестра грозилась наколку сделать с ленинскими словами.

Понятно, что Островский старался полностью раствориться в партии. Обратите внимание, у него везде борьба. Даже советская женщина для него, как участок фронта.

  • «Уверяю вас, ЗАГС не дает нам, мужчинам, мандатов на вечное обожание нашими женами. Советская женщина - большая умница. Ее уважение надо заслужить. Она зорко наблюдает за тем, не расходится ли у нас слово с делом. Беда споткнуться на этом фронте.»

Вряд ли он думал о своей любимой жене, приглашая всех посмотреть на его смерть. Что это самолюбование или попытка возвысить партию большевиков? Сейчас-то понимаешь всю эту дичь.

  • «Я хотел бы, чтобы вы присутствовали при моей смерти и увидели бы, как умирают большевики: без стона, глядя смерти в глаза.»
Где, когда???
Где, когда???

Не раз слышал наставления о том, что нужно работать по 18 часов, как говорил писатель революционер Николай Островский.

  • «Когда я работал по десять часов в сутки, я еще чувствовал свою болезнь, но когда я стал работать по восемнадцать часов, у меня не стало времени для болезни. Как жаль, что я не догадался об этом раньше.»

Видел, как все соглашались и…. все старались работать поменьше. Смысл же строк Островского – загнать себя во имя светлых идей или перевыполнения производственного плана.

У Островского я увидел слова:

  • «Конечно, я страдаю оттого, что не могу быть абсолютно полноценным работником. Однако это чувство лишено трагизма, свойственного человеку буржуазного общества. Мои легкие дышат совершенно другим воздухом. Любовь моей социалистической страны так обильна, нежность ее так велика, заботы так трогательны, что они способны исцелить самого тяжелого больного.»
Здесь нас лечили на халяву. Я больше так не хочу
Здесь нас лечили на халяву. Я больше так не хочу

Причем слова на лозунге в заводской поликлинике начинались со слов: «Мои лёгкие…» А здание поликлиники было убитое, грязное, кривое. Т.е., никто не думал о реакции на такую вот пропаганду. Помню, в матросском клубе проходило комсомольское собрание и одновременно решили отметить юбилей со дня рождения Николая Островского (или его романа «Как закалялась сталь»). Представляете, с высокой трибуны читают нам его «Мысли большевика», а именно:

  • «Товарищи потемкинцы - большевики, вы подняли знамя восстания в черные годы реакции. Вы знали, что идете на верную смерть, и многие из вас поплатились головами. Но дело, которое вы подняли, победило. Наши крейсера сейчас ходят по всем морям с красным флагом. Честь и хвала вам, старые бойцы! Мы следуем по вашему пути и продолжаем начатое вами дело».

- Минуточку, - вдруг молвил командир базы, - как это «продолжаем начатое дело». Какое дело? Червивый суп варить, а потом офицеров стрелять? Товарищ замполит, вы либо провокатор, либо просто забыли подумать. От взрыва хохота содрогнулись стены матросского клуба. Собрание было скомкано, и его быстро свернули.

Николай Островский не признавал слово «жить». В жизни он видел только борьбу. Все его многочисленные речи, обращенные к молодежи, призывают бороться.

  • «Только ленинская коммунистическая партия могла нас воспитать в духе беззаветной преданности революции. Я хочу, чтобы каждый молодой рабочий стремился быть героическим бойцом, ибо нет счастья выше, как быть верным сыном рабочего класса, партии. И я могу сказать, что иначе быть не могло. В нашей стране только и могут быть такие молодые люди, ибо за нами стоит наша восемнадцатилетняя красавица, молодая, полная мощи, полная здоровья страна. Мы ее защищали от врагов, растили, вырастили, и мы теперь вступаем в счастливую жизнь, а впереди нас ждет еще более яркое будущее. Это будущее столь пленительно, что никто не может нас остановить в борьбе за него. И вот, как писала "Правда", слепой борец сопутствует великому походу народов.»
Как нас окучивали
Как нас окучивали

Самое удивительное, что идеологические методы в Советском Союзе нисколько не претерпевали каких-либо существенных изменений со времен Гражданской войны. Это раздражало. Почему нам навязывали битвы за урожай, битвы за перевыполнение плана? Почему строителям БАМа съезд ВЛКСМ поручил вести жаркую борьбу на трудовом фронте? Почему в 80-годах мы были обязаны гордо нести ленинское знамя и стойко переносить временные трудности. Ведь надо было помнить, что мы окружены империализмом, вынесли на своих плечах войну. Ну, за 35 лет-то можно было бы показать все преимущества социалистической экономики или хотя бы, колбасы наделать?

  • «Вперед, молодежь чудеснейшей страны! Будьте достойными сынами великой Родин

А куда вперёд, по-мы!»оему, приехали дальше некуда!

Николай Островский вошел в классику советской литературы. И по праву подвига, и по праву своего некогда великого романа «Как закалялась сталь». Мне удалось познакомиться со всем творчеством этого писателя-революционера, верного коммуниста. Он всего себя отдал делу служения партии. И партия хорошо его попользовала, даже слишком, хорошо. Насколько правильно было такое беззаветное служение Коммунистической партии и комсомолу – не мне судить. Рекомендовал ли я его произведения кому-либо? Однозначно – нет. Ибо есть более красивые, более мудрые произведения, их очень мнго, а жизнь так коротка.

Моя Россия
Моя Россия

И вот сейчас вся это идеологическая шелуха пропала. Оказалось, что Родина, это, прежде всего семья, здоровые, смеющиеся дети, мир и покой в доме. Оказалось, что надо просто жить, радоваться миру, использовать огромные профессиональные возможности. Базовые ценности: бесплатные медицина и образование никуда не делись. Пенсионное обеспечение работает, перечислите больше в социальный фонд и пенсия увеличится. В стране появились официально богатые люди. Открылась возможность путешествовать по всему миру. Это ли не здорово? Есть понятный путь к тому, как стать очень не бедным. Государство взяло на себя борьбу с бедностью, с ветхим жильём. Вспомним, официально в СССР не было ни ветхого жилья, ни бедных людей, а на деле? Заработала программа «Здоровье», мамам начали платить материнский капитал. Все города хорошеют на глазах. Появилась уверенность. Россия будет сильнейшей державой и самой комфортной страной для проживания. Можно стенать о том, что всё захватили абрамовичи. Но я напомню, Абрамович в месяц платит столько налогов, сколько иной в жизни не заработал. Абрамович поднял на достойный уровень Чукотку. СССР не смог её поднять, Абрамович поднял. Лично меня его владения не интересуют. Меня интересует моя работа, дом, семья, мир, отпуск.

Я говорил, что у Островского немало мудрых мыслей. Я хочу закончить статью его словами:

«Родина - это волнующее слово! Разве можно еще в какой-нибудь другой стране, кроме нашей, слышать его так, как оно звучит у нас.»

Решил я всё-таки прочесть всего Николая Островского. Начал читать последний, третий том его полного собрания сочинений, и… ужаснулся. Ностальгия по политзанятиям с головой накрыла меня.-8

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал