Найти тему
Блог Рязаночки

Возвращение новогодней елки к детям

С 1928 года запрещено отмечать Новый год, Рождество и елку с игрушками в советской стране.

-2

Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а любые празднования «поповских обычаев» запрещались. В декабре и январе специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна, проверяя исполнение правительственного указа. Новогодняя ёлка перешла на нелегальное положение. Те, кто не хотел лишать своих детей праздника, делали это теперь тайно.

Это можно понять, если знать, что в праздники многие предпочитали выпить лишний раз вместо того, чтобы «культурно провести день». Да ещё был экспериментальная «неперывка», «пятидневка» -- отменялся полностью единый выходной день, кроме пяти общегосударственных выходных (22 января, 1-2 мая, 7-8 ноября). Рабочие всех промышленных предприятий, всех государственных учреждений должны были работать четыре дня, потом день отдыхать, потом снова работать четыре дня и день отдыхать. А в Рождество и Пасху нельзя работать, даже неверующие не работали в эти церковные праздники «на всякий пожарский случай». И в наше время самозанятые не работают в Рождество и Пасху -- мол, такая примета.

-3
«Елка — приманка для простачков».
«Елка — приманка для простачков».
-5

«Что скрывается за дедом-морозом?» (Н. Амосов. Против рождественской елки. М., 1930. С. 25)
«Что скрывается за дедом-морозом?» (Н. Амосов. Против рождественской елки. М., 1930. С. 25)

Это не в первый раз.

"Рождественскую елку в епархиальном училище стали устраивать сравнительно недавно, так как считалось, что елка — это древнегерманский языческий праздник, несвойственный православному христианству. До этого на рождестве в епархиальном училище устраивали нечто вроде рождественского народного вертепа.
Но теперь решили ввести в обиход рождественского праздника елку, хотя и считали ее немецкой затеей."
"Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона"
. В. Катаев.

С началом Первой мировой войны в России вспомнили, что елочные традиции пришли к нам из Германии. В конце 1914 года в стране заговорили о необходимости запретить новогодние елки. Вот короткая заметка из газеты «Московская копейка» того времени: «Петроградский училищный совет воспретил во всех церковных школах устраивать елки, т. к. обычай елок перенесен к нам от немцев». В начале 1915 года в газетах появились сообщения о том, что в саратовском госпитале пленные немцы встретили праздник с традиционной елкой. Поступок был назван вопиющим и под влиянием общественного мнения император запретил подобные мероприятия. В 1916 году Синод также издал указ о запрете елок, признав их «немецкой затеей».

-7

Писательница и переводчица Ирина Токмакова рассказывает, как в её детстве дворник за взятку ездил в лес, срубал ёлку и пилил её на две части, чтобы влезла в не слишком большой мешок. Дома ёлку скрепляли лубками и та «делалась опять целенькой и стройной».

Конечно, люди по-прежнему ставили елки, но делали это немногие, и новых игрушек не было – в основном, домодельные. Такими игрушками могли быть, например, бумажные зонтики – почти точная копия дореволюционных бумажных игрушек-зонтов.

-8

В 1935 году в газете «Правда» была опубликована эпохальная заметка Павла Постышева «Давайте организуем детям хорошую елку». Статья вышла 28 декабря - за три дня до праздника!

-9

"В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.

Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны.

Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком.

Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах"

 Павел Петрович Постышев (6 сентября 1887 — 26 февраля 1939)
Павел Петрович Постышев (6 сентября 1887 — 26 февраля 1939)

Это предложение было принято к действию молниеносно. По всей стране были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились «расширенные ассортименты ёлочных украшений».

-11

Таким образом, предложение (даже не указ) партийного руководства было принято и полностью осуществлено в масштабах страны всего за четыре дня, включая дату самой публикации.

 Газетный шарж на Павла Постышева в шубе Деда Мороза. 1936 г.
Газетный шарж на Павла Постышева в шубе Деда Мороза. 1936 г.

Но в жизни Постышев отнюдь не был Дедом Морозом. С 1937 года он - секретарь Куйбышевского обкома ВКП (б). На этой должности приобрёл печальную известность массовым поиском «врагов народа», а также кампаниями по поиску с лупой «фашистских символов» на школьных тетрадях, пищевых продуктах, в том числе и на срезе докторской колбасы от ножа, и т. д. Всего в области было заведено за этот период почти 35 тысяч уголовных дел, около 5 тысяч человек расстреляно. «Энтузиазм», с которым Постышев фактически уничтожал всю власть в районах области, показался чрезмерным даже верхушке ЦК ВКП(б), даже при том, что шел 1937 год — самый пик репрессий.
Расстрелян в 1939 году в Бутырской тюрьме, в Москве.

А Новый год и новогодняя ёлка остались с нами.

-13

Кстати, в СМИ пишут, что мигранты жалуются на новогодние праздники в российских школах -- мол, это оскорбляет их религиозные чувств, -- и просят запретить их. Серьёзно?