Найти тему

Воспитать принимающую мать в себе. Внутренний Взрослый рвет оковы!

Коллаж автора. Основа: фото из открытых источников (Яндекс.Картинки)
Коллаж автора. Основа: фото из открытых источников (Яндекс.Картинки)
С Атаманшей нету слада,
Сила есть - ума не надо.
Не полезем наобум,
Нету силы – нужен ум!
Мюзикл "Новые Бременские", стихи Л. Серебрянникова

Начало здесь.

Итак, если выражаться языком уголовного права, ваш внутренний Взрослый в настоящее время незаконно ограничен в свободе или и вовсе ее лишен (тоже, конечно, незаконно). Это дело рук внешнего критика, Контаминанта (о том, что это за фрукт, мы тоже сказали в предыдущей статье по ссылке), который почувствовал себя неограниченным во власти и контроле. Но Взрослый может сам разорвать свои оковы, чтобы потом позвать на помощь принимающего Родителя и спасти напуганное и растерянное Дитя - а Контаминанта, простите, прогнать вон, и чтобы дорогу сюда забыл.

***

Давайте сначала скажем, как не стоит бороться с Контаминантом (но как, увы, нередко советуют действовать в популярной околопсихологической литературе).

  • Не стоит противодействовать Контаминанту его же методами - то есть выбирать стратегию борьбы. Как мы сказали, если учесть, что Контаминант по натуре нарцисс, побороть его может только другой нарцисс, коим наш внутренний Взрослый не является и не желает становиться.
  • Не стоит искать третьих лиц, кто поможет одолеть Бармалея Контаминанта, несмотря на то, что именно такому сценарию нас учили с детства по сказкам того же Корнея Ивановича Чуковского (когда на помощь непременно приходит Айболит в сериале про Бармалея, Комар в "Мухе-Цокотухе" или Воробей в "Тараканище"). Помните: среди третьих лиц могут оказаться как такие же нарциссы, так и "летучие обезьяны", предварительно обработанные вашей нарциссической матерью.

Единственный, кто вам может помочь извне в разрыве оков внутреннего Взрослого - это психолог, причем не каждый, а тот, который компетентен в вопросах семейной токсичности.

***

И как было сказано в эпиграфе, основной инструмент для самостоятельного разрыва тех кандалов, в которых сейчас находится ваш внутренний Взрослый - это ум. То есть ваш интеллект, логика и критическое мышление.

Начнем с азов, с самого малого, и такими же мелкими шажками будем двигаться вперед. В качестве теоретической базы возьмем снова книгу Пита Уолкера "КПТСР". И первое, что надо осознать - то, что хватит реагировать буквально на весь окружающий мир с позиций напуганного Дитя.

Пит описывает случай, когда он понял: пора действовать. Он случайно врезался в стоящий у него на пути стул... и извинился. После чего остановился и задумался: "Что я только что сделал? Я извинился... перед вещью?" - и тут же его захлестнула волна сильного гнева. Пит понял, до какой черты он дошел.

Когда я последний раз перечитывала эти строки, мне пришла ассоциация с собственным поведением. Со школьных (а то и с детсадовских) лет я, чихая, всегда говорила: "Извините!" - даже если вокруг меня никого не было, а чихнула я тихо. И только уже в зрелом возрасте, сама работая над последствиями своего первого брака с нарциссом, я стала вместо "извините!" говорить автоматически "спасибо!" - как будто рядом находится некто равный, который так же на автомате сказал мне "будьте здоровы!".

Повторяйте буквально как мантру: я не ребенок. Я взрослый, зрелый, уже достаточно опытный человек. И принимаю к себе только отношение, соответствующее моему статусу.

Поздравляю. Ваш внутренний Взрослый сделал первый шаг к свободе. А дальше он сказал два простых, но важнейших слова: раз я взрослый, то

Я МОГУ.

Что же я могу? Точнее - что может ваш внутренний Взрослый?

***

Следующим посылом пусть станет утверждение: "Раз я взрослый, значит, я могу мыслить не стереотипно, не шаблонно, а логически". Пит Уолкер называет этот этап реабилитации когнитивным исцелением.

Кстати, пресловутый Контаминант мог создать у вас ложное впечатление: что он и есть Взрослый. И правила, которые он вам диктует для жизни - соответственно единственно верные; если человек по ним не живет - значит, он еще мал, незрел и не имеет права голоса.

Как говорится - врет и не краснеет, брешет аки дышит, только посмотрите на него! Ибо на самом деле все буквально с точностью до наоборот.

Как только вы слышите внутри своего мышления некий голос, что вам чего-то нельзя или что вы чего-то не можете (кстати, позвольте представить, это Контаминант и есть), остановитесь, оглянитесь и задумайтесь: так ли это на самом деле? В книге "Эмоциональный шантаж" психотерапевт Сьюзен Форвард предлагает упражнение под названием "Где это написано?". Суть в том, чтобы установить: есть ли некий источник писаного права, закон, что вы обязаны чего-то не делать или от чего-то отказаться? Ведь общеобязательным для исполнения правилом является только норма права, надлежащим образом принятая и вступившая в юридическую силу. Очень действенное упражнение.

"Всё, что я должен, написано в Налоговом кодексе.
Всё, чего я не должен – в Уголовном.
Остальное - домыслы."

Юридический анекдот

Далее, стоит проверить: не содержит ли установка, которую так активно диктует вам Контаминант, ошибок мышления (они же когнитивные искажения)? Основные виды когнитивных искажений вы можете изучить по массе источников, имеющихся сегодня во всемирной паутине, например, вот по этой ссылке.

И если ошибки мышления найдены - их стоит заменить новыми, конструктивными установками. И не стоит бояться находить эти ошибки - ведь когнитивным искажениям подвержен буквально каждый человек, это естественное свойство нашего мышления.

***

Далее мы поговорим о других, не менее важных направлениях обретения свободы внутреннего Взрослого, в числе которых воспитание осознанности и развитие эмоционального интеллекта.

Продолжение следует!