Найти в Дзене

Вопросы военной логистики и история Транссиба

Мы же Крымскую войну 1854-55г проиграли прежде всего логистически.
Коалиция судами из Европы доставляла все быстрее и больше, чем Россия из Тулы, Москвы, Урала (жд дорог ещё не было, а волами много не натаскаешь).

Но уроки прошлого ничему не учат.

И русско-японскую сухопутную по той же причине.
К Порт-Артуру и Мукдену доставка была возможна только по недостроенному Транссибу (Байкал на паромах пересекали), рельсы, паровозы и вагоны облегчённые были, двухпутного пути не было.
Максимум 12 эшелонов по 800т мог пропустить Транссиб, из них не более 8 военных в сутки.

Поэтому вроде и сухопутная армия в России оставалась крупнейшей в мире (более миллиона). И военное производство на уровне. Но даже 250тыс солдат на Дальнем Востоке обеспечивать было не на чем (логистически).

Продолжая тему военной логистики и Транссиба.

Цифры везде разные.

1. Формально первый состав в Харбин и далее во Владивосток прошёл в 1903г, за год до начала русско-японской войны.
Ветку от КВЖД до Порт Артура в 285км начали до войны, но ввели в строй уже во время.

2. В первые месяцы войны (февраль 1904) пропускная способность Транссиба была 40 вагонов в сутки. Три состава. Вагоны двухосные, 15т в каждом (всего). В сутки 15х40=600т.
Военный корпус (40тыс.чел с вооружением, амуницией и службами тыла) - перебрасывали месяц.
Ограничением была паромная переправа через Байкал. Кругобайкальскую дорогу запустили осенью 1904, но на приемлемый уровень вывели только в 1905.

3. Фигурирует цифра 20 составов в сутки в обе стороны к 1905г, но особого доверия она не вызывает (возможно это показатели лучшего участка, но считают всегда по худшему (бутылочное горлышко)).
Известно, что за всю войну (более полутора лет на Дальний Восток в сумме смогли перебросить 600тыс. и 100тыс (раненые) вывезти назад).
Делим 600тыс.чел на 18мес = 40тыс/месяц + снаряды/снаряжение.

И 600тыс - это осень 1905г, а война по сути была проиграна за год до этого, когда и 200тыс перебросить не удалось.

4. Узким горлышком был обход Байкала. Знаменитая Кругобайкальская дорога и участок Ангосолка - Слюдянка с перепадом высот 500м и уклонами до 18%% (для жд это невероятно много и сегодня).

Но даже на этом участке в 1905г двумя паровозами Ов водили составы полной массой до 850т.

Для сведения, в 2005г на перевале Сент Готтард (набор высоты и процент подъёма ниже Транссиба) Дойчебан имел такое же ограничение - 850т (на современной электротяге). После кучи танцев с бубнами смогли поднять провозную норму до 1100т и обьявили физическим пределом.
А РЖД/МПС ещё при СССР уверенно таскали на схожем участке сдвоенные составы в 14тыс.т. Опытно и 18тыс.т проводили.
Это к вопросу об уровне Европы в грузоперевозках по жд - отставание от России в 100лет.

Поэтому гарнизону Порт Артура в 15тыс противостояли более 100тыс у Японии.

5. Сама война Японией была выиграна очень "на тоненького". Скорее Россия её проиграла, причём не по промышленно-транспортно-военным, а по внутриполитическим причинам.

Формально на море Япония разгромила Вторую Эскадру при Цусиме. Но военные суда самой Японии после этой битвы так же по сути на 70% вышли из строя по причине множества повреждений. Прими решение об отправке Третьей Эскадры (суда на Балтике и Чёрном море у России оставались) - и флот Японии бы с ней не справился.

На суше формально Япония теснила Россию в Манчжурии. Но ценой собственных потерь в 5-8 выше. Промышленность и экономика Японии захлебывалась от перегрузки, в стране был голод (чего вообще не было в России).

Поэтому итоги войны оказались очень "мягкими" для России.
- лишились половины Сахалина, но в начале 20века у России и не было ресурсов для его освоения
- даже КВЖД оставили России, лишив только права эксплуатации ветки на Порт Артур (ветка продолжала работу на нашем подвижном составе и персонале, но под контролем японцев). Русское население Манчжурии не депортировалось, Харбин по сути оставался русским городом.

А войну Япония фактически проиграла, там как и у нас началась революция, только длилась она не до 1907 года а как минимум до 1912. Потери японских войск были на порядок выше, мы госдолг удвоили, они упятерили, у нас мобилизация толком не началась, они выгребли в армию всё что возможно, флот который у них остался, они потеряли на минах. Как тут революции не начаться ? Япония надорвалась. Авторитета у Николая 2 было 0, вот и проиграли. Ходынка одним словом.

К множественным визгам, что Царь Транссиб в 9000км смог построить за 10лет, а большевики и Россия подобного реализовать не смогли. И БАМ уже 50лет мучают.

Чушь.
Сам Транссиб только формально был построен в 1903г. Полностью по нашей территории (а не через КВЖД) он был запущен уже после февральский революции.

После чего по сути перестраивался три раза.
На старте дорожное полотно было на 12.5т осевой нагрузки, с кривыми 280м и однопутная.

До 16т довели к 1928г, при СССР.
До 21т осевой, спрямили кривые до 400м, проложили везде вторые пути и пробив вторые тоннели - в первые пятилетки.
После войны, к 1965г перевели на 23т и на 70% электрофицировали (последний участок электрофицировали только в 2003г).
На сегодня осевую нагрузку подняли до 30т и обеспечили возможность пропуска составов в 14тыс.т по всей дистанции.

А повышение осевой нагрузки с 12.5 последовательно до 16т, 21т, 23т и 30т - это не только замена рельс.
Это и замена шпал, увеличение балластной призмы, в половине случаев и замена всей дорожной нижней насыпи.
Длины станционных путей так же постоянно увеличивались с 180м в 1903 до 1050м в 1965г (сейчас под полуторные и сдвоенные составы множество станций на 1600 и 2100м).
Пропускная способность в 1905г (взято все от первоначального проекта) - 2млн.т.
К 1928г - 8млн.т
К 1939г - 20млн.т
К 1965г - 40млн.т
К 1989г - 115 млн.т
В 2023г - 145млн.т
К 2030г - 180млн.т
(это только Транссиб, без БАМа).

И Транссиб был в 1894г начат от Урала, все же только 6700км строили.

Возможность подобных магистралей в мире считалась под вопросом.

Ибо в 19веке мостов для великих рек строить не умели.
Спусковым крючком Транссиб стал 1875г, когда смогли построить и запустить успешно мост через Волгу под Сызранью.

Потом уже Новониколаевский мост (Новосибирск) через Обь в 1896г.
Енисей обошли в верховьях.
Ангару и Лену трассировкой избежали.

Мост через Амур (и то однопутный) - только в 1917г запустили. Вторую нитку (тоннель) во время Второй мировой сделали (до 1942г Транссиб имел бутылочное горлышко при переходе через Амур). Полноценный второй мост через Амур уже после распада СССР ввели, в 21веке.