Найти в Дзене

Про Леночку.

Если вы читали рассказ "Про Нинку", то наверняка узнаете уже полюбившихся героев.

Леночка родилась абсолютно глухой, но выяснилось это не сразу. В семье раньше не было такого, поэтому мама и бабушка не сразу поняли, что девочка совсем не слышит. Начались комиссии, врачи, обследования... Все надеялись на лучшее, но диагноз подтвердился.

- Ой, горе-то какое..., - причитала бабушка. Она очень любила внучку и не хотела верить, что девочка совсем глухая. Леночкина мама никогда ею особо не занималась, поэтому все заботы о девочке легли на плечи бабушки. Она не хотела, чтобы Леночка как-то отставала от сверстников: как могла развивала девочку, прививала элементарные навыки и умения. Конечно, трудно было, но бабушка делала всё, чтобы внучка была полноценным ребёнком.

Леночка росла очень красивой девочкой. Видно, в отцовскую породу: мать-то крупная, грубая... Сама Леночка тоненькая-тоненькая, хорошенькая-хорошенькая, словно ангелочек. Смотрел этот ангелочек на мир красивыми голубыми глазками, изучая его, познавая его... И жила Леночка в своём особом мире, закрытом от посторонних глаз. Она могла долго- долго рассматривать всё вокруг: насекомых, деревья, цветы... Каждая былинка, каждая травинка интересовали малышку. Она подмечала и видела то, что другие не видели, на что не обращали внимания, проходили мимо, отмахивались... Удивительная девочка, необыкновенная... Может, поэтому с детьми во дворе у Леночки совсем не складывались отношения: им не нравилась молчунья, которая их не понимает, не разговаривает и делает всё не так, как они. Нередко случались неприятные истории, когда Леночку толкали, щипали, не давали игрушки, прогоняли. Со временем девочка стала сторониться детей, даже бояться, упиралась, когда бабушка тянула её во двор. А бабушка просто хотела, чтобы Леночка общалась с обычными детьми, играла с ними и была бы такой, как все. Но, к сожалению, не получалось... Дети не хотели играть с Леночкой, а Леночка не хотела играть с детьми.

Может, поэтому душа девочки тянулась к животным: они не обидят, не ударят, не ущипнут...

- Не трогай! - кричала бабушка, когда Леночка пыталась догнать и схватить за хвост откуда-то выскочившую собаку. Женщина кричала громко, забывая при этом, что внучка всё равно её не слышит. А Леночка мчалась по дороге, за ней бежала бабушка и, догнав, пыталась оттащить внучку от собаки. Это была удивительная картина! При этом бабушка кричала, девочка издавала непонятные звуки, а вырвавшаяся из цепких Леночкиных рук собака, отбежав на безопасное расстояние, испуганно смотрела на орущий клубок и, наверное, не верила своему счастью, что так легко отделалась.

Но самой большой любовью Леночки, конечно же, были кошки. Милые ласковые кошечки...такие же милые и ласковые, как сама Леночка. И не удивительно, что все местные котейки были обласканы девочкой: довольно мурлыкали и засыпали в нежных Леночкиных объятьях. Видя такую любовь к животным, пришлось взять в дом кошечку. Теперь всё свободное время девочка возилась с ней: ласкала, кормила, убаюкивала... Кошечка спала только с Леночкой. Нередко бабушка, поправляя одеяло, любовалась спящей внучкой, которая во сне посапывала и крепко обнимала своё пушистое чудо.

Посапывала и не слышала, как среди ночи в квартиру вваливалась мать, пьяная и шумная.

- Вы чё... уже спите? – кричала она с порога, распространяя при этом запах алкоголя и табака.

- Спим... А ты, Нинка, опять что ли нажралась?

- Имею право...

-Какое право? –укоряла мать, - у тебя дочка- инвалид, а ты шляешься непонятно где и с кем.

- А что мне дочка? Я не понимаю, что она мычит. Ей хоть ори, хоть не ори...ничего не слышит.

Нинкина мать только качала головой и старалась как можно быстрее уложить спать свою непутёвую дочь.

Отношения Леночки с матерью не складывались совсем: непонятно было, боится её девочка или просто сторонится. Нинка дома- Леночка забьётся в уголок и не выходит.

-Иди сюда! – кричала Нинка, чтобы дочь её услышала, - Лен-ка!!!

Кричала и махала вытащенной из сумки шоколадкой, чтобы девочка подошла к ней.

Но Леночка ничего не слышала, а видела некрасивую большую женщину, издающую неприятный запах и машущую измятой шоколадкой. Девочка знала, что эта женщина приходит в их дом, приносит еду, иногда сладости и всё... А кто она, почему вторгается в их с бабушкой мир, не знала. Не знала и не хотела, чтобы эта женщина была рядом, трогала её, пыталась обнять. Девочка каждый раз вырывалась из крепких объятий и убегала прятаться в самый дальний угол квартиры.

- Нинк, ты бы хоть с дочкой позанималась, - пытаясь немного сблизить мать и дочь, говорила бабушка.

-А как? Она меня не слышит и не понимает. Даю шоколадку, а она не берёт...

-Плохая ты мать... - качая головой, говорила старушка.

- Я же работаю, - оправдывалась Нинка, - вон кушаем мы лучше некоторых, мяса полная морозилка. А сяду с Ленкой, что будем делать? Голодать? Деньги людям не платят. Вон сколько их ходит облизывается. Постоят-постоят у прилавка и уходят. Не-е-е, мамаша, ты Ленку воспитывай, а я вас обеспечивать буду.

Так и жили.

Однажды Нинку встретила у порога растерянная мать:

- Нина, нам на комиссии сказали, что Лену надо в детский сад оформлять.

-Ну оформляй...

- Так у нас в городе нет такого сада.

- Ну не оформляй, - отмахнулась Нинка.

- Как не оформляй? В саду учить Леночку будут, готовить к школе. У нас нет специалистов для глухих детей...

- Ты хочешь сказать, что Лена будет жить в другом городе?

-Нет, садик находится в посёлке. Там рядом и школа. Дети из сада потом идут в эту школу. Других вариантов нет.

Нинка стояла и думала: хорошо это или плохо? Совсем маленькую дочку отправить неизвестно куда... Хоть у Нинки и не было особых чувств к дочери, но ей всё равно было жалко Леночку:

- Даже не знаю, что делать...

-Что делать... отправлять.

Собрав все справки и необходимые вещи, Нинка попросила своего знакомого отвезти её с матерью и дочкой в посёлок, где Леночка будет жить. Ехали молча. Леночка, словно чувствуя разлуку, крепко обнимала бабушку. Нинка нервничала, но вида не подавала. Что ждёт Леночку в этой новой жизни?

-Не жалко тебе дочку-то? - прервал молчание водитель.

-Жалко. Но по-другому никак...

Не доезжая посёлка, машина свернула в лес.

- Вроде сюда... - не совсем уверенно произнесла Нинка, - вглядываясь в указатель «Новогорская школа –интернат»

Дорога петляла между сосен, и водителю пришлось сбавить скорость, чтобы не заносило на поворотах. Вскоре между деревьев показались строения -целый комплекс знаний. Здесь живут и учатся глухие дети.

-Воздух полезный! - выходя из машины и вдыхая полной грудью сосновый аромат, заметила Нинка.

- Куда идти-то? – озираясь, спросила мать.

-Вон большое здание, пойдём туда, там и спросим.

Пока шли, рассматривали территорию. Здания в основном двухэтажные, площадка детская, площадка спортивная, какие-то хозпостройки. Только всё выглядело не сказать чтобы слишком запущенным, но ремонт некоторым зданиям всё-таки не помешал бы

Нинка была смелой женщиной с крепким характером, закалённом в мясном отделе городского рынка, но сейчас она реально трусила. Волнение подкатывало комом к горлу и разрывало мозг: как же дочка будет здесь жить? Кто заботится о детях? Не обижают? Чем кормят?

Большое здание оказалось школой. На входе спросили, где найти заведующую детским садом.

- Не волнуйтесь, - успокоила она Нинку, - здесь и уход хороший, и развивающие занятия проводятся, и кормят хорошо. Я, конечно же, всё показала бы, но не хочется детей травмировать... Ребятишки скучают по дому. Как кто посторонний появится, так реветь начинают... думают, что родители приехали. Поэтому в детский корпус никого не приводим. Ну и добровольный денежный взнос, конечно, нужно обязательно сделать. Сами понимаете, времена сейчас трудные, многого не хватает. Как Союз развалился, финансирование ухудшилось. Крутимся как можем. Хорошо, что родители помогают...

Пока Нинка писала заявление и расспрашивала заведующую о жизни, быте и занятиях детей, её мать сидела в коридоре, обнимая Леночку. А девочка удивлённо смотрела по сторонам, не понимая, где она и что происходит.

- Мам... Мам! - громче повторила Нинка, выходя с заведующей из кабинета, - Лену давай. Сейчас за ней придут.

Она посмотрела на мать: та, еле сдерживая слёзы, крепко вцепилась в Леночку. Послышались приближающиеся шаги. В конце коридора показалась женщина в белом халате.

-Нина Тимофеевна, уведите девочку. Сейчас родственники здесь попрощаются, а вещи занесут в хозблок.

Нина Тимофеевна была опытным воспитателем. Она не первый раз принимала ребёнка, поэтому все слова и движения были отработаны.

- Женщина, давайте ребёнка, - обратилась она в Нинкиной матери и попыталась оторвать Леночку от женщины. Но не тут-то было...Леночка ещё крепче вцепилась в бабушку. Она заревела так, как не ревела никогда.

-Мамаша, помогайте! - крикнула заведующая растерявшейся Нинке.

И женщина стала тянуть Леночку за руки, говоря при этом дочке какие-то слова, будто девочка могла их услышать. Рёв стоял на весь детский сад. Прибежала ещё одна женщина в белом халате.

- Татьяна Васильевна, забирайте.

Кое-как оторвав Леночку от бабушки, воспитатели унесли орущую и извивающуюся девочку в её группу. Благо, что ребятишки, находящиеся в садике, ничего не слышали и продолжали спокойно заниматься своими делами.

- Ну всё... звоните, если что...- дежурной фразой попрощалась заведующая с женщинами и исчезла за дверями своего кабинета.

Никогда Нинка ещё не чувствовала себя такой подавленной... Рядом шла рыдающая мать.

- Нина, не могу...пойду заберу Леночку...

-Давай посмотрим, подождём немного и через недельку- другую приедем.

-Хорошо, - согласилась мать.

Женщины сели в машину и поехали домой. Ехали молча. Разговаривать не хотелось. Даже водитель, глядя на женщин, молча крутил баранку. Изредка тишину прерывали тяжёлые вздохи и всхлипывания Нинкиной матери.

-Всё будет хорошо, - пытаясь говорить бодро, произнесла Нинка, но бодро не получилось, - Как бы не было всем тяжело, Лене там будет лучше.

Продолжение следует...