Найти в Дзене
Пути-дорожки

Ценные экспонаты из Эрмитажа приехали в Екатеринбург

Никогда не думала, что из Эрмитажа в Екатеринбург на выставку могут приехать такие эксклюзивные вещи: коляска, на которой Пётр Первый ездил по Петергофу, портреты его и Екатерины Первой, паникадило, изготовленное императором собственноручно... Представляете, сколько осторожности и труда требует перемещение 300-летней коляски, на которой ездил ещё Пётр Первый, за 2 с лишним тысячи километров от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга?! Мне лично трудно представить: нужен какой-то специальный вагон или специальный грузовик - с охраной и всеми необходимыми условиями бесценных для России музейных экспонатов. Между тем - все со всем справились, и на 1 этаже, предваряя экспозицию предметов искусства, посетителей музея "Эрмитаж-Урал" встречает эта самая петровская коляска. Её называли "огородной", потому что колёса специально были сделаны широкими - чтобы спокойно ехать по песочным дорожкам Петергофа. И любоваться, разумеется, радующим глаз фонтанам, открывающимся с берега морским пейзажам, цветущ
Оглавление

Никогда не думала, что из Эрмитажа в Екатеринбург на выставку могут приехать такие эксклюзивные вещи: коляска, на которой Пётр Первый ездил по Петергофу, портреты его и Екатерины Первой, паникадило, изготовленное императором собственноручно...

Представляете, сколько осторожности и труда требует перемещение 300-летней коляски, на которой ездил ещё Пётр Первый, за 2 с лишним тысячи километров от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга?! Мне лично трудно представить: нужен какой-то специальный вагон или специальный грузовик - с охраной и всеми необходимыми условиями бесценных для России музейных экспонатов.

Портрет Петра Первого работы Жан-Марка Натье, 1717 г. Фото автора.
Портрет Петра Первого работы Жан-Марка Натье, 1717 г. Фото автора.

Между тем - все со всем справились, и на 1 этаже, предваряя экспозицию предметов искусства, посетителей музея "Эрмитаж-Урал" встречает эта самая петровская коляска. Её называли "огородной", потому что колёса специально были сделаны широкими - чтобы спокойно ехать по песочным дорожкам Петергофа. И любоваться, разумеется, радующим глаз фонтанам, открывающимся с берега морским пейзажам, цветущим садам и удивительным архитектурным формам дворцов.

Обычно эта коляска выставляется во дворике Зимнего дворца Петра Первого в Эрмитаже в Петербурге. К нам в Екатеринбург приехала в рамках выставки "Екатерина Первая - наследница дел Петра Великого".

Портрет Екатерины Первой работы Жан-Марка Натье. 1717 г. Фото автора.
Портрет Екатерины Первой работы Жан-Марка Натье. 1717 г. Фото автора.

Огородная коляска Петра I

На такой коляске, разумеется, было невозможно ехать в дальний путь или по дорогам с ухабами - и даже по мостовым. Она предназначалась для спокойных прогулок по садовым дорожкам, усыпанным песком - отсюда и название - "огородная" или "садовая".

Сделана она в 1724 году французскими мастерами, прежде работавшими в Версале. Пётр Первый после того, как не стало Людовика XIV, переманил мастеров на работу в Россию. И огородную коляску столярный мастер Жан Мишель исполнил по эскизам Николя Пино.

Огородная коляска Петра Первого - самая оригинальная из тех, что сохранились из числа принадлежавших первому императору России. Фото автора.
Огородная коляска Петра Первого - самая оригинальная из тех, что сохранились из числа принадлежавших первому императору России. Фото автора.

Парадная огородная коляска стала одной из вершин экипажного искусства. Кузов коляски подвесили на ремни, чтобы ход был плавнее. Балансировочные ремни удерживают кресло от резких наклонов - они закреплены сзади. У экипажа имеется и "лебяжья шейка" - дроги в передней части, плавно изогнутые.

Когда в 1825 году Петра Первого не стало, Екатерина I, ставшая императрицей, вначале продолжила использовать эту парадную петровскую коляску для таких же, как прежде, парадных выездов по Петергофу. Но вскоре заказала себе другой экипаж для этих целей - а прежний, петровский, стал дворцовым раритетом. Историки считают, что Екатерина I хорошо понимала мемориальную ценность всего, что принадлежало Петру Великому.

Пётр Первый при реке Прут в 1711 году. Неизвестный художник, 1840-е годы. Фото автора.
Пётр Первый при реке Прут в 1711 году. Неизвестный художник, 1840-е годы. Фото автора.

150 экспонатов прибыло в Екатеринбург из Эрмитажа на выставку, которая продлится почти до конца марта.

На паникадиле обнаружили автограф Петра Великого

Интересно, что во время подготовки выставки сотрудники Эрмитажа обнаружили прежде неизвестный автограф Петра Великого. Он собственноручно изготовил в марте 1824 года паникадило - люстру для церкви Петра и Павла в Олонце.

Эту трудоёмкую работу по вытачиванию люстры из слоновой кости Пётр I выполнил сам. Пропорциональные детали, красота сдержанных линий... Первый русский император знал толк и в труде, и в искусстве.

Да, обычно Пётр Первый ставил на изготовленных собственноручно предметах автографы. Расписывался: мол, руку приложил. Но на этом паникадиле прежде автографа не видели. А вот когда стали эту уникальную вещь готовить к переезду из Санкт-Петербурга в Екатеринбург, то обнаружили выцарапанные по слоновой кости слова, выведенные рукой Петра Великого. Находка!

Эти слова написал на самолично изготовленном из слоновьей кости паникадиле Пётр Великий. Фото автора.
Эти слова написал на самолично изготовленном из слоновьей кости паникадиле Пётр Великий. Фото автора.

Нам, жителям Екатеринбурга, лестно, что, не будь вот этой музейной выставки в "Эрмитаж-Урале", то и открытия императорского автографа бы пока не случилось. На костяной пластине внутри паникадила найдены такие письмена:

«Сие приносица в знакъ благодарения господу богу за целебные воды зделано при оных марта в день 14 1724 Петр».

В Олонце Пётр Первый поправлял своё здоровье на марциальных водах, для здешней церкви Петра и Павла и была предназначена люстра из слоновой кости.

Поднос из первой екатеринбургской меди Петру Первому привёз Вильгельм де Геннин

А ещё на выставке Эрмитажа, посвящённой 300-летию Екатеринбурга, выставляется небольшой квадратной формы поднос.

Поднос из первой меди екатеринбургского завода, поднесённый Петру Первому. Фото автора.
Поднос из первой меди екатеринбургского завода, поднесённый Петру Первому. Фото автора.

В 1723 году заработал железоделательный завод на берегу уральской речушки Исеть. Татищев и де Геннин, заботами которых и был устроен завод, давший начало городу Екатеринбургу, стремились показать императору, что у них получилось. Ради удовольствия Петра Великого дали и название поселению - в честь его жены Екатерины Первой.

Можно было, конечно, как-то попроще представить продукцию нового Екатеринбургского железоделательного завода. Отправить подносец с нарочным. С почтой. С любой оказией. Но для де Геннина так важно было предъявить Петру Первому этот поднос, что он повёз его в столицу сам, держа ценный предмет всё время пути поблизости от себя - чтоб вернее было.

Мы знаем, что интриги против казенного завода на Исети плёл любимец Петра Великого Никита Демидов. Поклёп на товарища де Геннина Василия Татищева Демидов Петру Первому уже написал - и того с Урала отослали. Правда, расследование после показало, что Татищев ни в чём не виновен, а Демидов его оболгал. Однако из песни слова не выкинешь, и де Геннин решил для предупреждения злонамеренных слухов сам лично привезти первый медный поднос с Екатеринбургского завода императору.

"Первый плод, из чистой меди" -

такая гравировка на подносе подтверждает его уникальность.

Здорово прикоснуться с истории, разглядеть и красоту меди, и гравировки на ней. Рядом с этим ценным экспонатом - медные деньги, выпускавшиеся в Екатеринбурге уже после того, как Петра Первого не стала, а Российской империей управляла Екатерина Первая.

Такие деньги во времена правления Екатерины Первой изготавливали на екатеринбургском заводе. Фото автора.
Такие деньги во времена правления Екатерины Первой изготавливали на екатеринбургском заводе. Фото автора.

А кроме того, на выставке из Государственного Эрмитажа в музее "Эрмитаж-Урал" представлены прижизненные портреты Петра I и Екатерины I, их детей, родословное древо Романовых, личные вещи первого русского императора и его жены и предметы искусства, украшавшие их резиденции.

Адрес музея "Эрмитаж-Урал" в Екатеринбурге: ул. Вайнера, 11.

  • Цена билета 300 рублей, для льготников - 100 рублей.

Если вам понравилась статья, прошу поддержать её лайком 👍 и подпиской 🌼

Всё о Екатеринбурге и Урале здесь:

По Среднему Уралу | Пути-дорожки | Дзен

#екатеринбург #екб #столицаурала