Найти тему
ODELAX

Структура бизнеса Артемия Лебедева

Балет - в Большом, электрокар - Tesla, дизайн - в «Студии Артемия Лебедева». За четверть века трудовой деятельности самый известный дизайнер страны создал настоящую империю, занимающуюся разработкой фирменного стиля, шрифтов, веб-сайтов, упаковки, и печатной продукции.

Кроме того, Артемий Лебедев является владельцем магазинов, кафе, школы бариста и подразделения по торговле доменами. О Лебедеве известно много, но сам он предпочитает молчать о своем бизнесе, полагая, что деньги требуют тишины, и публичность ему не нужна. Тем не менее, даже тем, кто не следит за дизайнерским рынком, хорошо известно его имя, а оборот его студии, по оценкам Inc., может превышать 1 миллиард рублей ежегодно.

Компанию подробно исследовал журнал Inc., раскрывая внутреннюю структуру и успешность "Студии Артемия Лебедева". Согласно данным издания, Константин Моршнев, сооснователь студии, родился в 1973 году в Кривом Роге (Украина), закончил с отличием Национальный исследовательский университет МИЭТ, и владеет 44,54% компании.

Директором студии является Андрей Дьяков, родившийся в 1978 году в Москве. Он окончил Jewett Scio High School и начал сотрудничество с Лебедевым в 2000 году, а с 2002 года занимает пост директора студии. Он также ответственен за переговоры с государственными заказчиками.

На сегодняшний день "Студия Лебедева" может похвастаться более 3300 завершенными заказами. Среди постоянных клиентов компании - Центральный банк РФ, "Газпром", "Лукойл", московская мэрия, а также крупные банки и сотовые операторы. Оборот бизнеса Артемия Лебедева, согласно Inc., может превышать 1 миллиард рублей в год.

Сам Лебедев отказывается давать интервью по этому поводу, утверждая, что у него "нечего сказать прессе". Такую же позицию занимают и другие ключевые фигуры студии. Несмотря на это, Inc. провел журналистское расследование, рассказывая о "золотом веке" студии, ее структуре и ценах на услуги, такие как дизайн веб-сайта за 3 миллиона рублей.

Путь к успеху начался для Лебедева в 1992 году, когда он создал свою первую дизайн-студию "А-Квадрат". За ней последовала студия "Артографика", где Лебедев был единственным сотрудником, создававшим фирменный стиль и логотипы, привлекая клиентов с вымышленным портфолио.

В 1995 году Лебедев запустил свои первые веб-сайты, а в 1996 году создал новую студию - WebDesign, которая спустя три года превратилась в "Студию Артемия Лебедева". Среди ее основателей - Денис Шохин и Константин Моршнев. С течением времени количество заказчиков студии росло, среди них были такие крупные компании, как Центробанк, "Газпром" и другие.

Журнал Inc. также рассказывает о том, как цены на услуги Лебедева были высоки даже в самом начале его карьеры. За разработку дизайна сайта в 1998 году заказчику приходилось платить от 30 до 40 тысяч долларов, что было значительной суммой для того времени.

Сегодня "Студия Лебедева" продолжает привлекать внимание своими проектами, имея в активе тысячи заказов и работая с крупными компаниями и государственными структурами.

Эркен Кагаров, креативный директор Студии Лебедева, родился 7 апреля 1966 года в Ташкенте. Он завершил обучение в Художественном училище имени Бенькова и Театрально-художественном институте в Ташкенте. Весной 2011 года Кагаров сменил Артемия Лебедева на посту художественного руководителя Пермского центра развития дизайна по приглашению Марата Гельмана. Он присоединился к Студии в 2012 году.

На старте успеха WebDesign, переименовавшись в "Студию Артемия Лебедева", ее логотип в 1999 году украсил порталы, оформившие судьбу российского Интернета: "Яндекс" (дизайн третьей версии поисковика), Лента.ру и Газета.ру. С "Студией Лебедева" связывались атмосфера эксклюзивности и избранности с самого начала 1990-х, поддерживаемая популярностью сайта в Рунете: в мае 1999 года его посетили 1 миллион уникальных пользователей.

Иван Митин, основатель кафе "Циферблат" и проекта "Болотов Дача", вспоминает, что для него и его друзей Лебедев был просто "богом интернета" в 2000 году, когда Митин работал в студии программистом.

Лебедев был заботливым работодателем: в студии царила "модная, уютная и прогрессивная" атмосфера, сотрудников кормили за счет "Студии" в ресторане "Мурена". Рабочий день начинался в 12 часов, и приходить можно было в любое время, что привлекало тех, кто предпочитал ночные творческие замыслы. Несмотря на творческую свободу, работа с заказчиками велись четко и системно.

В июне 2000 года студию превратили в холдинг Art Lebedev Group (ALG) с более чем 130 сотрудниками. Эта структура, в основном, сохранилась до сих пор: Лебедев был ответственен за дизайн, Константин Моршнев - за техническую часть, Денис Шохин - за финансы. В холдинг входили различные компании, включая "Студию Артемия Лебедева", занимавшуюся созданием сайтов, TeleType, работавшую с проще заданиями и сотрудничавшую с внешними дизайнерами, "Артографика", специализировавшаяся на графическом дизайне, и iman, занимавшаяся трехмерной графикой. В холдинг также входили компании RotaBanner, рекламное агентство ADEX и Учебный центр Артемия Лебедева.

Заказ проектов у Лебедева стал символом статуса, вспоминает Илья Мерензон, основатель журнала Russia! Magazine, дизайн которого в 2005 году выполнила команда Лебедева. Размещение проекта в разделе "Портфолио" на сайте Студии было лучшим способом привлечь внимание и получить первые рекламные контракты.

Работа в Студии была организована по западным стандартам, с отдельной командой для каждого проекта. Презентации для клиентов отличались высоким качеством подготовки. Даже сейчас Студия продолжает функционировать как эффективная бизнес-машина, утверждает Елена Васильева, бывший коммерческий директор компании-регистратора доменных имен Ru-Center, которая в 2014 году заказывала у Лебедева фирменный стиль доменов в зоне .москва. Получившийся результат поразил своей эффективностью, и Ru-Center приобрела сразу два макета: русскоязычный и англоязычный.