У книги так много сильных сторон, что я не смогу вам даже пунктиром накидать самое интересное в сюжете. Просто поделюсь впечатлениями.
Этот детектив Михалковой — один из тех редких романов, которые доставляют удовольствие (несмотря на грустный сюжет) не только детективной интригой, но и самим уровнем повествования. Это очень зрелая проза. Я с восторгом пополняла свою копилочку авторских стилистических находок. Что ни слово — то в точку!
«Тщательно вымыть палитру, следя за потеками растворяющейся грязи — кровью неродившихся картин».
«Выдавить из тюбика жирных гусениц, знаменующих новую жизнь, — киноварь, кадмий красный, кадмий оранжевый».
«Чутье заранее подсказывало ей, где начинает протекать крыша и когда нужно вызвать печника, если в дымоходной трубе намечается трещина. Она не чинила, она предотвращала. И дом был ей благодарен за это, как благодарен врачу больной, избежавший операции».
Детективная история здесь заключается в том, что показывается психология домашнего садиста и процесс вызревания идеи преступления у его жертвы. Как и всегда в таких ситуациях, сор из избы не выносится и вся трагедия переживается за закрытыми дверями.
«Знаешь, на последнем уроке литературы нам задали написать сочинение о том, как мы собираемся прожить эту жизнь. Кулешова постоянно что-нибудь такое придумывает, пионерское. Как ты про нее говорила? «Дама с пыльными идеалами!» Она, наверное, ожидала прочесть что-то вроде «Я — Петя, хочу стать космонавтом» или «Я — Лена, мечтаю шить для людей простую удобную одежду».
Без понятия, что наплели остальные. Я написала, что очень хотела бы прожить свою жизнь хоть как-нибудь, но пока выходит так, что жизнь проживает меня…»
Жизнь проживает девочку Олю и ее маму, оказавшихся жертвами отца и мужа-садиста. Мама, похоже, смирилась, а Оля ищет выход. Ее поддерживает верный друг Синекольский. Вместе они и попытаются избавиться от мучителя. Единственный взрослый человек, которому Оля доверяет, погибает. Но девочке кажется, что Марина и с того света помогает ей.
«Он научил тебя гневу, научил отвращению, научил злобной хитрости и притворству. Не позволяй его урокам пройти зря. Ты плод его воспитания; ты искалеченное деревце, выросшее из посеянного им семечка. Твое увечье тебя спасет. Ты согнешься там, где другой сломается. А потом выпрямишься и хлестнешь его.
Скажи ему спасибо, что он сделал тебя такой».
Но про детство Оли мы узнаем чуть позже, когда завязывается основная интрига – исчезновение из номера гостиницы в Греции жены русского отдыхающего. А дальше дорожки повествования о детстве Оли и расследовании ее исчезновения двумя детективами, которые постоянно фигурируют в романах Михалковой, идут параллельным курсом и сходятся только к концу. И тут мною замечена интересная смена времен. Повествование о прошлом ведется в настоящем времени, а о настоящем — в прошедшем. И все это выглядит очень естественно. Времена переплетаются между собой, меняются местами, а потом мы сталкиваемся с зеркальной ситуацией. Не буду рассказывать с какой.
Главное в том, что, читая, я верила в правдоподобие вымысла автора и переживала за героев. Кроме того, читая этот детектив, и о жизни задумываешься, а не просто за сюжетом следишь. Хотя мне не очень понравилось, что Олин друг детства стал не таким человеком, каким хотелось бы его видеть. Но это жизнь. Да и в детстве Синекольский не был образцовым ребенком — просто «встретились два одиночества».
Очень достоверно выглядит радость ребенка от самого своего существования на этом свете. Оля иногда может забывать обо всех семейных горестях и просто наслаждаться тем, что солнышко светит. Но жизнь приучила ее не расслабляться и не доверять отцу, когда он добрый и любящий. Родственная Оле душа хорошо ее понимает: «Я кое-что не понимала прежде. Бывает зло, от которого нельзя сбежать. Его можно только уничтожить».
В общем, получился не просто детектив, а психологическая драма. Я бы не сказала, что книга совершенна во всех отношениях, но с точки зрения психологии я поверила.
«Мы так долго были пленниками, что приспособились жить в тюрьме, притворяясь, будто вокруг нет никаких стен. Как теперь осваивать настоящую свободу? Я словно училась плавать в бассейне, готовясь к морю, а меня швырнули со скалы и приказали: «Лети!»
«Нет кузнечика в траве. Жаба ползет, тяжело волоча свое грязное брюхо <…> она крутит головой и открывает пасть, словно задыхаясь от ненависти. Но нет кузнечика в траве. Где он? Исчез. Быть может, укрылся в поле среди голубого цикория и ромашек. Или мчится по зеленым холмам. Или стоит на скале, заложив тонкие лапки за спину — глупый, свободный, живой».
Так что этим кузнечикам удалось вырваться, но какой ценой?! И куда пропала Оля?
Читайте и обрящете!
Похожие публикации есть в подборке.
Подписывайтесь на «Словесный бардачок», если хотите больше знать о книжных новинках и «старинках».