Золотодобывающая артель — это работа, где шансы получить хороший заработок близки к нулю.
Эта мысль — уволиться и бежать отсюда куда глаза глядят — стала посещать меня всё чаще. Работая в этой «шараге», куда меня заманили, пообещав золотые горы, я чувствовал себя всё более обманутым и использованным. Ведь когда мне звонила менеджер по персоналу, всё было совсем по-другому. Из этого разговора следовало, что, как обычно, аванс и зарплата в сумме составят 180 тысяч рублей в месяц для машиниста автокрана. И это при том, что, как оказалось, до моего приезда здесь сменилось уже пять человек! Это должно было насторожить меня, но жажда заработка ослепила меня.
“КТУ” – как способ обмана: Зарплата, которой нет
В процессе работы и знакомства с рабочим персоналом — бульдозеристами, экскаваторщиками и водителями карьерных самосвалов, которые ломались каждый день, — мне рассказали, что заработная плата, оказывается, выплачивается не в полном объёме. Выплаты происходят следующим образом: в конце месяца — аванс, который составляет 8–12 тысяч рублей, и в первых числах следующего месяца — зарплата, которая для каждого рабочего индивидуальна и варьируется в пределах 30–40 тысяч рублей.
Оказывается, мой «заработок» высчитывался по «КТУ» — коэффициенту трудового участия, который был придуман специально, чтобы уменьшить итоговую сумму. Допустим, техника сломалась, соответственно, простой, в котором рабочий не виноват, и пока он стоит, зарплата идёт минимальная. То есть, даже если ты честно отработал месяц, но тебе «повезло» и твоя техника сломалась, — ты получаешь копейки. Это был гениальный способ платить рабочим гроши, перекладывая ответственность за плохое состояние техники на них самих.
“Лего” из бульдозера: Двигатель меняют второй раз за сезон!
Однажды, когда я с помощью автокрана демонтировал двигатель с бульдозера «CAT D11», который приказал долго жить и застучал, разговорившись с бульдозеристами, которые сами ремонтировали технику (и почему-то их было трое вместо обычного экипажа из двух человек), я узнал шокирующую правду. Оказывается, двигатель меняют уже второй раз за сезон! Первый двигатель уже был отремонтирован и готов к установке.
Ремонтом двигателей занимался частный сервис, который, как нетрудно догадаться, принадлежал человеку, входившему в число «друзей» руководства и получавшему хороший доход от этой «совместной деятельности». Качество отремонтированных двигателей и агрегатов карьерной техники оставляло желать лучшего. Вся техника разбиралась и собиралась по нескольку раз, как конструктор «ЛЕГО». Это был бесконечный круговорот поломок, ремонтов и прибыли для «своих» людей.
Даже этот бульдозер, который выглядит исправным, сломан! А ему, между прочим, всего два года! Это был какой-то театр абсурда, где все вокруг делали вид, что работают, а на самом деле просто пилили бюджет и обманывали людей.
Казахский гастарбайтер: Ожидание и реальность
Третьим бульдозеристом был человек, которого дали в помощь на время ремонта. Его бульдозер вообще стоял как памятник — на козлах, без двигателя и гусениц. Но еще более интересная картина вырисовалась после разговора с этим «горе-бульдозеристом».
Как оказалось, человек приехал из Казахстана. Ему пообещали зарплату от 210 тысяч рублей и новый бульдозер. В итоге человек, проделав немалый путь, приехал на бульдозер, который стоял на козлах. От нового бульдозера, как и обещал менеджер по персоналу, осталась только рама и тележки, разбросанные по разным сторонам этого «памятника».
И вся ремонтная база была завалена такой техникой. Каждый день мне приходилось снимать двигатели, коробки передач и другие детали с одной техники и устанавливать на другую. Это был бесконечный конвейер, где технику разбирали на части, чтобы хоть как-то поддерживать оставшийся парк в рабочем состоянии.
Зачем они сюда едут?
Мне была не совсем понятна специфика работы этой «артели» и людей, которых ежегодно нагло обманывают, но они продолжают приезжать на сезонную работу, зная, что техника, на которой им предстоит работать, разбита в хлам, а обещанные золотые горы так и останутся несбыточной мечтой. Может быть, у них просто нет другого выбора? Может быть, они надеются на чудо? Может быть, они просто не знают, как бороться с этой системой обмана?
Но одно я знал точно: я больше не хочу быть частью этого цирка. Я хочу уйти отсюда, пока меня окончательно не засосала эта трясина обмана и бесхозяйственности. И я решил действовать. (Что было дальше — в следующей части).