Найти тему

Меня заманили на Север и бросили на произвол судьбы

Золотодобывающая артель — это работа, где шансы получить хороший заработок близки к нулю.

Эта мысль — уволиться и бежать отсюда куда глаза глядят — стала посещать меня всё чаще. Работая в этой «шараге», куда меня заманили, пообещав золотые горы, я чувствовал себя всё более обманутым и использованным. Ведь когда мне звонила менеджер по персоналу, всё было совсем по-другому. Из этого разговора следовало, что, как обычно, аванс и зарплата в сумме составят 180 тысяч рублей в месяц для машиниста автокрана. И это при том, что, как оказалось, до моего приезда здесь сменилось уже пять человек! Это должно было насторожить меня, но жажда заработка ослепила меня.

Монтаж двигателя автокраном
Монтаж двигателя автокраном

“КТУ” – как способ обмана: Зарплата, которой нет

В процессе работы и знакомства с рабочим персоналом — бульдозеристами, экскаваторщиками и водителями карьерных самосвалов, которые ломались каждый день, — мне рассказали, что заработная плата, оказывается, выплачивается не в полном объёме. Выплаты происходят следующим образом: в конце месяца — аванс, который составляет 8–12 тысяч рублей, и в первых числах следующего месяца — зарплата, которая для каждого рабочего индивидуальна и варьируется в пределах 30–40 тысяч рублей.

Оказывается, мой «заработок» высчитывался по «КТУ» — коэффициенту трудового участия, который был придуман специально, чтобы уменьшить итоговую сумму. Допустим, техника сломалась, соответственно, простой, в котором рабочий не виноват, и пока он стоит, зарплата идёт минимальная. То есть, даже если ты честно отработал месяц, но тебе «повезло» и твоя техника сломалась, — ты получаешь копейки. Это был гениальный способ платить рабочим гроши, перекладывая ответственность за плохое состояние техники на них самих.

Бульдозер Caterpillar D 11
Бульдозер Caterpillar D 11

“Лего” из бульдозера: Двигатель меняют второй раз за сезон!

Однажды, когда я с помощью автокрана демонтировал двигатель с бульдозера «CAT D11», который приказал долго жить и застучал, разговорившись с бульдозеристами, которые сами ремонтировали технику (и почему-то их было трое вместо обычного экипажа из двух человек), я узнал шокирующую правду. Оказывается, двигатель меняют уже второй раз за сезон! Первый двигатель уже был отремонтирован и готов к установке.

Ремонтом двигателей занимался частный сервис, который, как нетрудно догадаться, принадлежал человеку, входившему в число «друзей» руководства и получавшему хороший доход от этой «совместной деятельности». Качество отремонтированных двигателей и агрегатов карьерной техники оставляло желать лучшего. Вся техника разбиралась и собиралась по нескольку раз, как конструктор «ЛЕГО». Это был бесконечный круговорот поломок, ремонтов и прибыли для «своих» людей.

Даже этот бульдозер, который выглядит исправным, сломан! А ему, между прочим, всего два года! Это был какой-то театр абсурда, где все вокруг делали вид, что работают, а на самом деле просто пилили бюджет и обманывали людей.

Даже этот бульдозер который выглядит рабочим сломан. А ему на минутку второй год!.
Даже этот бульдозер который выглядит рабочим сломан. А ему на минутку второй год!.

Казахский гастарбайтер: Ожидание и реальность

Третьим бульдозеристом был человек, которого дали в помощь на время ремонта. Его бульдозер вообще стоял как памятник — на козлах, без двигателя и гусениц. Но еще более интересная картина вырисовалась после разговора с этим «горе-бульдозеристом».

Как оказалось, человек приехал из Казахстана. Ему пообещали зарплату от 210 тысяч рублей и новый бульдозер. В итоге человек, проделав немалый путь, приехал на бульдозер, который стоял на козлах. От нового бульдозера, как и обещал менеджер по персоналу, осталась только рама и тележки, разбросанные по разным сторонам этого «памятника».

И вся ремонтная база была завалена такой техникой. Каждый день мне приходилось снимать двигатели, коробки передач и другие детали с одной техники и устанавливать на другую. Это был бесконечный конвейер, где технику разбирали на части, чтобы хоть как-то поддерживать оставшийся парк в рабочем состоянии.

Вся эта техника поломана или разобрана как донор
Вся эта техника поломана или разобрана как донор

Зачем они сюда едут?

Мне была не совсем понятна специфика работы этой «артели» и людей, которых ежегодно нагло обманывают, но они продолжают приезжать на сезонную работу, зная, что техника, на которой им предстоит работать, разбита в хлам, а обещанные золотые горы так и останутся несбыточной мечтой. Может быть, у них просто нет другого выбора? Может быть, они надеются на чудо? Может быть, они просто не знают, как бороться с этой системой обмана?

Но одно я знал точно: я больше не хочу быть частью этого цирка. Я хочу уйти отсюда, пока меня окончательно не засосала эта трясина обмана и бесхозяйственности. И я решил действовать. (Что было дальше — в следующей части).