Езда зимой на летней резине – один из современных вариантов русской рулетки. Вероятность аварий как финала оценивается в 50%. Мы не будем гадать, что заставляет водителей сознательно делать столь высокие ставки. Предположим, водителя на летних шинах из южных широт занесло на север – так сказать, новые приключения итальянцев в России. Какие меры можно предпринять, чтобы выжить и как действовать, когда принимать меры поздно – об этом наша статья.
В чем опасность летних шин на зимней дороге
Состав летней резины рассчитан на горячий сезон, когда дорожное покрытие раскалено солнцем. Зимой, когда температуры опускаются ниже +5℃, меняется характер движения шины по дорожному покрытию, резина дубеет, теряет свойство сцепления с дорогой. Движением автомобиля становится сложно управлять, тормозной путь непредсказуемо удлиняется. В условиях, когда каждый сантиметр может иметь жизненно важное значение, это крайне опасно.
Износ летней резины в таких обстоятельствах резко возрастает, к нему добавляется перерасход топлива на выполнение маневров. Экономичность езды зимой на летней резине просто теряет смысл. Вы не сэкономите, а повредите протектор и увеличите расходы на бензин. Если все обойдется только деньгами, вы счастливчик.
Рисунок протектора, как известно, является основным стабилизирующим элементом в движении шины. Сложная структура блоков, направленный рисунок позволяет удерживать курс на скользкой дороге, шипы или ламели отвечают за сцепление с покрытием, глубокие продольные канавки одновременно отводят воду и снежную грязь с пятна контакта. Указанные компоненты в летних шинах отсутствуют либо работают по-другому, так как не предназначены для работы в условиях снежной зимы.
Зимой на летней резине придется ехать на ручном управлении. АКПП или электронная система управления ESP, ABS не помогут – потому что не успеют среагировать на критическую ситуации и потому что их логика реагирования не соответствует действиям водителя в экстремальном режиме.
Что делать, если езда зимой на летних шинах – необходимость
Обстоятельства редко позволяют отложить дела до лета только потому, что не куплена зимняя резина. Прежде чем садиться за руль, подготовьте себя морально и практически к возможным аварийным ситуациям. Чтобы в критический момент не паниковать, а действовать хладнокровно и эффективно, в свободное время посетите тренировочную автоплощадку или пустую заснеженную парковку, потренируйте управление транспортом в условиях зима + летние шины.
Как снизить риск опасной езды на летних шинах по зимней дороге, если ехать необходимо? Ответ зависит от марки автомобиля, технического состояния и самое главное – вашего опыта управления машиной.
- Хороший вариант – купить автомобильные цепи и установить их на летнюю резину. Так вы повысите силу сцепления колеса с дорогой и снизите риск аварийности для себя и других участников движения.
- Частично обеспечить безопасность, купив на переднюю ось шипованную резину. Это повысит управляемость автомобиля, хотя летние задние колеса продолжат скользить и машину будет заносить, сцепление передних позволит выезжать на заданный курс.
- Ехать на низкой скорости 30-40 км/час, сохраняя возможность своевременной реакции на изменения на дороге.
- Плавно входить в повороты, тормозить двигателем и работать газом.
- Держать дистанцию с соседними автомобилями.
- Помнить, что вы на дороге не один и другие водители, возможно, тоже экономят на покупке зимних шин.
- Если у вас нет опыта управления автомобилем, вы застигнуты гололедом или снегопадом на зимней трассе и ваша машина обута в летние шины, самым надежным выходом будет вызов эвакуатора для доставки транспорта по адресу.
Повышенные обороты двигателя до 3000 оборотов/минуту и передача дают возможность тормозить, постепенно сбрасывая газ. Чтобы вернуть зад из заноса, нужно ускориться, благодаря тяге передней оси. Если при этом без спешки крутить рулем в сторону заноса, вы восстановите положение автомобиля на дорожном покрытие. Останется сохранять его стабильность.
На чем ездить по зимним дорогам без риска?
Если в вашей климатической зоне нет суровых снежных зим с морозами или необходимо урезать автомобильные расходы – из сложного положения есть выход.
Можно купить всесезонную резину. Вы получите безопасность движения круглый год, если купите шины с маркировкой «М+S», «M&S» или «M S» и рисунок снежинки на фоне трех горных вершин. Это требование относится лишь к автомобилям категории легковые M1 и грузовые N1.
Экономия на зимней резине и использование одних шин на все сезоны может привести к серьезным последствиям, так как шины, предназначенные для разных условий, имеют различные характеристики и свойства, которые влияют на безопасность вождения. Поэтому лучше всего использовать зимнюю резину зимой и летнюю резину летом для обеспечения безопасности на дороге.