Осенью Франция активно продвигала истребители Rafale в Казахстане, и когда французы уж было почуяли триумф, вдруг оказалось, что сосед России предпочел приобрести российские же самолеты. Токаев с треском разрушил все надежды Парижа, сделав выбор в пользу Су-30СМ.
Как всё начиналось
Казахстанский портал «Курсив» со ссылкой на газету La Tribune пишет, что Франция хотела продать Казахстану и Узбекистану самолеты Rafale от компании Dassault Aviation с целью развития двустороннего сотрудничества.
«В этом и заключался весь смысл поездки Эммануэля Макрона в Казахстан, а затем в Узбекистан 1 и 2 ноября. Короткая поездка главы французского государства произошла после визитов во Францию президента Узбекистана Шавката Мирзиёева 21 и 22 ноября 2022 года и президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева 29 и 30 ноября».
Дало ли это плоды? В Париже были уверены, что да.
27 ноября телеканал BFMTV распространил информацию, что среднеазиатские страны хотят перейти на новые самолеты и готовы искать европейского поставщика. Да, действительно, желание обновить парк имелось: в Казахстане осталось много еще советских МиГов, которые стоит заменить на что-то поновее. Когда Макрон предложил Rafale, власти Казахстана, конечно, прилюдно покивали. А когда тот уехал, в Астане начали считать, почесали голову и сделали малость иной вывод.
Макрон тем временем уже праздновал победу в Париже и чуть ли не потешался над Москвой. Но недолго сказка длилась. В конце ноября Казахстан объявил о своем решении по французским истребителям.
«Никакие переговоры по данному вопросу не проводились. Планов у нас таких и не было», — сообщил заместитель главнокомандующего силами воздушной обороны страны по вооружению, начальник главного управления вооружения Ержан Нильдибаев («РГ»).
Он добавил, что Rafale слишком дорогие:
«Поэтому, выбирая вопрос цена — качество, мы пока остаемся на самолете Су-30СМ».
История повторяется дважды
В материале Military Watch Magazine в связи с этой ситуацией упоминается, что точно такой эпизод произошел в Алжире в 2000-х. Страна также искала поставщика самолетов, и между Rafale и Су-30СМ выбрала второй вариант.
В статье утверждается, что главное преимущество российского истребителя для этих стран — дальность. Казахстан, как и Алжир, — не маленькая Франция, им нужны самолеты, которые способны преодолевать большие расстояния. По этому параметру Су-30СМ действительно выигрывает: 3000 км против 2000 у Rafale.
Максимальная взлетная масса российского самолета составляет 34 500 кг, французского — 24 500. Максимальная скорость примерно одинаковая: 2125 км/ч и 2200 км/ч соответственно. Кроме того, Су-30СМ отличается большей ситуационной осведомленностью: на нем используется более современная РЛС с фазированной антенной решеткой.
При этом цена на Rafale неоправданно высокая.
«Rafale — очень дорогая машина, стоимостью около 100 млн евро, что в 10 раз больше цены Су-30СМ, которые закупались Казахстаном. Очень дорогим является техническое обслуживание этого истребителя. Во-вторых, не ясно, против кого Узбекистан и Казахстан собрались использовать такие истребители», — пишут «Ведомости» со ссылкой на эксперта Центра комплексных европейских и мировых исследований Андрея Фролова.
Нужен ли Казахстану чудовищно дорогой, но при этом далеко не самый технически совершенный самолет? Ответ очевиден.
Проигрыш Франции
Содержание французских самолётов для Астаны стало бы головной болью. Российские, как минимум, дешевле и привычнее. Многие детали истребителей РФ унифицированы, под них есть инфраструктура, склады, обслуживающие специалисты, учебно-тренировочные самолёты, а под французские — ничего подобного нет и не предвидится.
Потому-то в Министерстве обороны Казахстана явно прифигели от высказываний политиков и вовремя привели тех в чувства. К тому же, очевидно, и бюджет на такие приобретения у страны не резиновый. А потому нужно дёшево и сердито, а это — не французский конёк.
Вспоминаются слова Токаева о том, что дружить следует со всеми странами, но получается, прямо скажем, не очень умело. Тут сделают пакость России, там облом для Макрона, чуть дальше — санкционная тяжба с США, а по другую сторону тихо возмущается Китай, перенося инфраструктурные проекты в другие страны.
Как бы Астана от такой политики скоро не перессорилась со всеми странами и соседями. По крайней мере, именно туда и тянет Токаева накапливающийся клубок противоречий.
Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA