Валентина с сыном вернулись в свою однокомнатную квартиру в старом доме. Тут и мебель была старая, оставшаяся от прежней хозяйки-бабушки.
Когда Валентина с детьми переезжала в эту квартиру, была какая-то надежда на лучшее будущее, теперь же казалось, что впереди один мрак.
Двадцать лет назад Валентина вышла замуж, родилась дочь. Тогда они жили в хорошей трёхкомнатной квартире, которая принадлежала свекрови. Она всегда говорила, что квартира сына, а то, что документы не переделаны, так это формальность. Валентина и не переживала, с мужем они жили в любви и согласии. Правда, свекрови Валентина не нравилась, её сын мог бы жениться и на более достойной девушке. Но муж всегда защищал Валентину, не давал в обиду маме.
Когда старшей дочери исполнилось одиннадцать лет, Валентина родила сына. Счастье в семье удвоилось. Вот только свекровь не понимала, зачем было на старости лет рожать ещё одного ребёнка. Она была убеждена, что детей надо рожать до тридцати лет, потом уже поздно, тем более в тридцать пять Валентининых лет. «Родить много ума не надо, – говорила свекровь. – А где силы брать, растить ребёнка». Валентина с мужем только посмеивались над бабушкой. Надо сказать, бабушка не принимала никакого участия в жизни внуков. «Сами рожаете, сами растите», – говорила она. Валентина с мужем и не ждали помощи от свекрови.
Муж внезапно умер, остановилось сердце. Сыну исполнилось пять лет, дочери шестнадцать, и жизнь словно оборвалась. Тяжело переживали все – и дети, и Валентина, и свекровь. Казалось, что со свекровью отношения стали более родственные, общее горе сближает. Оказалось, что показалось. Когда отвели сорок дней, свекровь сказала Валентине:
– Я вас, конечно, не оставлю без жилья. Решила, куплю вам небольшую квартиру, а эту освободите. Эту квартиру я покупала сыну и не могу тебе позволить жить в ней.
Через месяц переехали. Обидно, конечно, было. Но что поделаешь, хорошо, что свекровь не выгнала просто на улицу, хоть какой-то угол был. Валентина с дочерью планировали откладывать деньги на ремонт и новую мебель, верили, что всё у них получится.
За Валентиной стал ухаживать мужчина, через год предложил переехать к нему. Жил он в большом доме, детям там будет лучше. Валентина посоветовалась с дочерью, та сказала:
– Сама решай, это твоя жизнь и брата, я же уже скоро тоже буду жить своей жизнью.
Слова дочери немного покоробили Валентину, её совсем не хотелось отпускать дочь от себя, но понимала, что дочь права. И они переехали. Жизнь стала налаживаться. Николай был заботливый, добрый, ухаживал за Валентиной, как за королевой, дарил подарки, водил в рестораны. К детям тоже относился с заботой.
Прожили так около года, дочь, улучшив момент, когда Николая не было дома, сказала:
– Мама, дядя Коля ко мне пристаёт. Ну понимаешь, так непристойно пристаёт.
– Что ты себе придумала, – возмутилась Валентина. Она была уверена, что дочь просто ревнует мать.
– Мама, послушай меня, – кричала дочь. – Он лезет мне под юбку.
Слово за слово, поругались, и дочь ушла из дома. Валентина вечером рассказала Николаю о ссоре, он успокоил:
– Ну, конечно, ревнует. Я тебя люблю. Зачем мне эта малолетка. Попсихует и вернётся.
Валентина тоже была уверена в этом. Но дочь сменила номер телефона, Валентина искала её. Одна из подруг дочери передала записку от дочери: «Не ищи меня. Нет у меня больше матери».
Тогда и Валентина психовала: «Ах, нет так нет. Пусть поживёт сама. Сопли на кулак помотает, сама приползёт».
Валентина с семилетним сыном пошли в гости к его однокласснице. Мамы пили чай в кухне, дети играли в комнате. Прибегает одноклассница сына в кухню со слезами на глазах:
– Мама, а он ко мне лезет под юбку.
Валентина отругала сына, а он, плача, сказал:
– Дядя Коля так же делал сестре, говорил, что все настоящие мужчины так делают.
Валентина была в шоке, а потом пришла в бешенство: «Как он мог? И я тоже хороша, не поверила дочери. Как теперь вымолить прощение у дочери?»
Переехали с сыном в свою маленькую квартиру, через подругу передала письмо для дочери, просила прощения. Но дочь вновь сказала, что нет у неё матери.
Теперь Валентине кажется, что впереди один мрак. Ничего хорошего в жизни уже не произойдёт.