На прошедшей в Шанхае выставке Marintec China 2023 Китайская государственная судостроительная корпорация анонсировала планы по строительству крупнейшего в мире атомного контейнеровоза, рассчитанного на перевозку 24 тысяч стандартных контейнеров. Его «сердцем» станет реактор нового поколения.
В судне будет использоваться новый ториевый реактор на расплаве солей — как более безопасная альтернатива аналогам на уране. Ему не нужно большое количество воды для охлаждения, а в случае аварии активная зона затвердевает при температуре окружающей среды и солевое топливо легко выгружается из реактора. Судно с таким реактором будет развивать скорость более 20 узлов, а в длину приближаться к 400 метрам.
Для справки: ториевый реактор работает на ядерной реакции изотопа тория-232 в процессе облучения вспомогательным радиоактивным топливом. Изотоп поглощает нейтроны и образует уран-233, а дальше происходит обычная для ядерных реакторов реакция расщепления урана с выделением тепла. Солевой раствор нагревается примерно до 450 °C и постепенно продвигается по тепловому контуру, отдавая тепло воде, которая вращает турбину.
Немаловажно, что у Китая есть колоссальные запасы тория, а это означает, что подобная технология может быть экономически эффективной альтернативой для судоходства и других энергетических отраслей.