Найти тему
ФильмоГраф +

Гениальный Олег Борисов - окружающие смотрели на него с опаской

Ранее я написал статью о Вадиме Спиридонове, - в ней назвал его чисто русским актёром, но когда речь идет о гениальном актере Олеге Борисове, - это речь о том человеке, для которого Федор Достоевский был главным писателем. А если это так, значит именно Борисов является по-настоящему и только русским актером во всех своих ролях и ипостасях, в том числе и в личной жизни тоже. Это сложно понять, но… кому-то возможно, хотя таких и единицы. Сам же Борисов писал в своих дневниках не верно: «если бы мне родиться в 19-м веке в Лондоне…», то есть сам не знал, о чем пишет. Такое часто бывает. Великое видно издалека, даже если это великое воспринимает себя изнутри, - оно тоже воспринимает себя не верно.

Нельзя сказать то, что Борисова любили, но нельзя сказать и то, что его не любили. Я имею в виду коллег по «цеху», как в театрах (он играл во многих театрах, а не в одном, как многие актеры) или на съемочных площадках в кино (он сыграл более 80 ролей – очень разноплановых). Зрители то его любили, но они ведь только зрители… Странное дело, да? Высоцкого, к примеру, большая коллег терпеть не могла, а вот Юрия Соломина любили все. С Борисовым так не скажешь, поскольку он своим рвением в рабочем процессе всех напрягал и заставлял нервничать, - это не нравится никому. Такие люди не нравятся. И это нормально.

Более того, когда Борисова уволили из театра имени Леси Украинки в Киеве в 1963 году за то, что он без разрешения руководства театра полетел в Варшаву представлять на фестивале фильм «За двумя зайцами», как актер главной роли, а потом выяснилось, что его поездка была согласована с чиновниками из министерства культуры СССР, он выдвинул ультиматум министру культуры: «в качестве извинения дать ему один год оплачиваемого отпуска». По тем временам просто неслыханная наглость! Да и сегодня это тоже наглость неслыханная… И ему пошли на уступки. Но почему он так поступил? После того, как выяснилось то, что он действовал в соответствии с законом, просто чиновники из министерства культуры не информировали вовремя руководство театра в Киеве, руководство отозвало свою жалобу на молодого Олега Борисова и сняло все обвинения. Но была серьёзная проблема. Проблема чисто психологического характера. Дело в том, что почти все актеры театра в Киеве подписались за то, чтобы изгнать из рядов актеров театра Борисова. Олег многое мог простить руководству, но не простым людям. Простым людям он никогда и ничего не прощал до самой смерти. Это был его жизненный принцип. И лично я считаю этот принцип очень правильным. И крайне разумным.

В последствии его личная принципиальность и нежелание идти наперекор собственной совести была подтверждена еще раз и в очень значительном событии. Дело в том, что его пригласили на участие в фильме про Федора Достоевского. Фильм назывался незамысловато: «26 дней из жизни Достоевского». Это было уже много позже событий в Киеве – в 1980-м году. Борисов начал сниматься в фильме, но по ходу съемок понял то, что его понимание Достоевского совершенно не совпадает с пониманием режиссёра фильма – Александра Зархи. Выходить из фильма было нельзя никому. Таковы были правила тех лет. Раз уж актер на роль утвержден, - то все. Надо доработать по-любому. Ведь бюджет уже сверстан. Однако Олег Иванович, который в 1980-м году стал уже народным артистом СССР, от дальнейшей игры в этом фильме отказался. Наотрез. Звонили из министерства и уговаривали продолжить – ничего. Бесполезно. А все по одной простой причине – Олегу Ивановичу не понравилась интерпретация Федора Достоевского как человека с точки зрения режиссёра Зархи. Он считал, что Зархи смотрит на Достоевского не только слишком плоско и упрощённо, но даже и непозволительно вульгарно, - а ведь Федор Михайлович был для Борисова самым любимым и лучшим писателем… Такое прощать нельзя. И не только писателем, но и Учителем. Именно так, - учителем с большой буквы слова. Оскорблять или принижать роль Достоевского в присутствии Борисова было непозволительно никому!

все изображения из открытых источников
все изображения из открытых источников

Сам Борисов и еще задолго до смерти говорил приблизительно так: «мне всегда было интересно самое главное – понять моего персонажа изнутри, все его слабости и его достоинства, ведь не бывает однозначных людей – лютых злодеев или абсолютно святых… На мой взгляд – в этом и состоит главная работа актера – передать все свойства характера человека на экране или на сцене в театре». Что это, если не откровенная достоевщина? Углубиться в характер, познать его до конца, разобрать его на составные и все это показать людям в каждой мелочи и при каждом движении… В этом и заключается основная и ключевая задача и интерес в работе Олега Борисова как актера. Потому я и называю его действительно одним из великих русских актеров времён СССР.

И со мной согласился бы такой самый великий режиссер времен СССР, как Андрей Тарковский, поскольку Андрей очень хорошо умел чувствовать людей. Ведь именно Тарковский настоял на том, чтобы молодой Борисов сыграл роль в первом фильме Андрея – в фильме «Сегодня увольнения не будет». Это было в 1958 году, - 29 лет было Борисову, а Андрею всего 26. И потом Тарковский еще приглашал сниматься Борисова – оба уже были более чем известными людьми, но не сложилось.

Несмотря на то, что Борисов, которого звали на самом деле не Олегом, а Альбертом, сыграл много ролей в разных фильмах, я очень отчётливо запомнил его игру всего в трех:

-3

- «Остров сокровищ» (1982 года) – смотрел впервые в 1989 году

- «Проверка на дорогах» (1971 года) – смотрел впервые в 1987 году

- «Крах инженера Гарина» (1973 года) – не помню в каком году смотрел, то ли в 1988, то ли в 1989…

Говорю как есть, извините, но… его Сильвер в фильме «Остров сокровищ» до сих пор в моем воображении. Ведь это абсолютно страшный и отрицательный персонаж, но это я понял много позднее. В фильме же Борисов показывает его таким образом, что к нему нельзя относиться только с отрицательной точки зрения. В его Сильвере много и положительных черт. И, кстати, позднее где-то на год, когда я посмотрел мультик «Остров сокровищ», - я сравнивал фильм (он казался мне очень серьёзным и глубоким) с мультфильмом – я видел в нем всего лишь карикатуру, хотя и очень смешную… на фильм.

личный телеграм канал автора