Найти тему
История войн и оружия

Советская колесная 152-мм гаубица 2С21 "Мста-К"

Колесная САУ "Дана"
Колесная САУ "Дана"

История советских колесных 152-мм гаубиц могла начаться в начале 1980-х гг. В СССР появилось предложение создать колесные самоходки для повышения оперативной маневренности орудий и действия вдоль линии фронта по шоссейным рокадным дорогам.

Чехословацкие союзники по Организации Варшавского Договора уже в 1977 г. приняли на вооружение 152-мм гаубицу "Дана" - Dělo Automobilní Nabíjené Automaticky в переводе «Автомобильная пушка с автоматической зарядкой».

В автоматическом режиме "Дана" может выстрелить 30 раз за 7 минут, а за час - 90 раз. Если в автоматическом режиме скорострельность 4 выстрела в минуту, то в ручном только 2. Возимый боекомплект - 60 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы до 18,7 км. Время развертывания - 2 минуты, время сворачивания - 1 минута. Двигатель разгоняет 29,25 т машину на шоссе до 80 км/ч. Запас хода составляет - 800 км.

В СССР "Дана" испытывалась в 1979 г., но преимуществ перед гусеничной 2С3 "Акация" не показала. На бездорожье советская гусеничная машина была лучше, не было у "Даны" и реализации возможности заряжания с грунта.

В 1983 г. Главное ракетно-артиллерийское управление МО РФ отправило письмо в Генштаб о нецелесообразности закупок чехословацкой гаубицы.

2С3 "Акация"
2С3 "Акация"

Поскольку не были понятны перспективы колесных САУ все же в 1986 г. в ЧССР все же купили 120 "Дан" (3 были списаны за 3 года) для советской 211-й артиллерийской бригады Центральной группы войск в Чехословакии, после развала ОВД и вывода войск с территории Чехословакии техника была отправлена в Казахскую ССР на склады хранения, потом она досталась независимому Казахстану.

В СССР в опытном порядке пытались создать свою колесную САУ 2С21 "Мста-К", головным разработчиком выступало ЦНИИ "Буревестник". Видимо, чехословаков на помощь не позвали, что предопределит ошибки с выбором шасси.

В качестве вооружения новой САУ выбрали 152-мм нарезную гаубицу 2А67, она представляла собой незначительно доработанное орудие 2А64/65 создаваемое для буксируемого и гусеничного вариантов.

У 2А67 была другая компоновка противооткатных устройств, конструкция люльки, досылателя и уравновешивающего механизма. Изначально хотели делать на новой САУ оригинальную башню с боевым отделением размещенным над погоном.

Бронированный модуль получился крупным, в нем удалось разместить все агрегаты пушки, прицельное оборудование и рабочие места экипажа. Башня могла вращаться вокруг своей оси. Но колесное шасси выбрали слабое и оно могло опрокинуться от мощной отдачи.

КаМАЗ-5320 с 2А64 проводит стрельбы для выяснения нагрузок на шасси, заряжание производилось вручную, впоследствии хотели отработать механизированную подачу с машины на такой же базе
КаМАЗ-5320 с 2А64 проводит стрельбы для выяснения нагрузок на шасси, заряжание производилось вручную, впоследствии хотели отработать механизированную подачу с машины на такой же базе

За основу сначала взяли восьмиколесное шасси Урал-5323, в 1983 г. вышли две машины на такой базе. Но выяснилось, что колеса и подвеска Урала-5323 работали на пределе возможности и должны были быть переработаны.

Мощь колесной САУ должна была не уступать гусеничной "Мста-С", обе самоходки должны были дополнять друг друга.

В качестве альтернативы рассматривалось восьмиколесное шасси опытного автомобиля КрАЗ-ЧР-3130.

КрАЗ-4Р-3130
КрАЗ-4Р-3130
Переработанное шасси 4Р-3130 испытывалось и как платформа для САУ 2С21 «Мста-К» .
Переработанное шасси 4Р-3130 испытывалось и как платформа для САУ 2С21 «Мста-К» .

Использовали также шасси КаМАЗ-5320, но башня была слишком тяжела и пришлось сделать облегченный и упрощенный вариант САУ.

После экспериментальных стрельб пришли к выводу, что для стабилизации положения орудия при стрельбе нужно использовать сошниковое и противооткатное устройство. В дальнейшем хотели заняться механизмами подачи снарядов.

Еще одно шасси для "Мсты" опытный грузовик КрАЗа
Еще одно шасси для "Мсты" опытный грузовик КрАЗа

Башня (с 30 выстрелами) с сошниковыми устройствами весила 20 тонн, к тому же требовалось установить пулестойкие стекла в кабине водителя, это также добавляло веса. Тогдашние четырехосные автомобили имели плохую проходимость и заказчика не устраивали.

На момент окончания работ хотели вернуться к автомобилю КрАЗ-6316, он должен был получить новую кабину. Но он тоже 20 т не поднимал, так что должны были выбрать что-то получше, но в 1987 г. проект закрыли, в 1991 г. финансирование прекратилось вовсе. Вооруженные Силы не получили ни "Мсту-К", ни машину с механизированной подачей боеприпасов.

Только спустя почти через 20 лет начались работы над колесной САУ "Коалиция-СВ-КШ" на шасси КаМАЗ-6560.

"Коалиция-СВ-КШ"
"Коалиция-СВ-КШ"

Есть колесная САУ "Мальва" с 152-мм гаубицей выполненная на шасси БАЗ-6610-027 «Вощина" с высокой грузоподъемностью (видимо больше 20 т), стекла кабины бронированные.

-8

Современные конструкторы учли все ошибки при создании 2С21 и дали армии колесную "Мальву". Еще бы "Гиацинт" поставить на колесное шасси, тогда было бы вообще хорошо.

Спасибо за прочтение.