Найти тему

Стыд. Вина. Страх. Плохость /окейность. Основа социальных чувств

111 прочитали

Гениальный психолог Эрик Эриксон много работал с детьми. Когда к нему обращались за консультацией, он договаривался с родителями о том, что придет к ним на обед (как гость) и посмотрит взаимодействие ребенка со взрослыми в его естественной, домашней обстановке.

Эрик Эриксон, выдающийся психолог XX века, много занимался психологией развития.
Эрик Эриксон, выдающийся психолог XX века, много занимался психологией развития.

Иначе, без этого наблюдения, он не может сделать выводы, не сможет помочь в вопросах родителей.

Почему так?

Я приведу цитату физиолога Г. Гельмгольца, который говорит, что не существует свойства предмета самого по себе.

Любое свойство - это результат взаимодействия.
Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц, физик, врач, физиолог, психолог, акустик. Член Прусской академии наук (1871; член-корреспондент с 1857), иностранный член Лондонского королевского общества (1860), иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1868).
Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц, физик, врач, физиолог, психолог, акустик. Член Прусской академии наук (1871; член-корреспондент с 1857), иностранный член Лондонского королевского общества (1860), иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1868).

Г. Гельмгольц пишет:

"Бессмысленно спрашивать, глядя на киноварь, действительно ли мы имеем
дело с красным цветом или это всего лишь иллюзия чувств.

Киноварь - наиболее распространённый минерал ртути.
Киноварь - наиболее распространённый минерал ртути.
Гениальный психолог Эрик Эриксон много работал с детьми.-4
Гениальный психолог Эрик Эриксон много работал с детьми.-5

Ощущение красного цвета — это нормальная РЕАКЦИЯ нормального глаза на свет, отражаемый от киновари.

Красно-слепой дальтоник увидит киноварь черной или темной серо-желтой, и это нормальная реакция ЕГО специфического глаза;

ему следует лишь помнить, что его глаз УСТРОЕН ИНАЧЕ, чем у других людей.

Само по себе одно ощущение ничуть не более верно или ложно, чем другое, хотя люди, ощущающие красный свет, образуют значительное большинство.

Вообще же приписывание красного цвета киновари оправдано лишь постольку, поскольку глаза большинства людей устроены аналогичным образом.

Дальтоник с тем же основанием мог бы приписать ей черный цвет.

Таким образом, свет, отраженный от киновари, нельзя назвать красным; он является таковым лишь ДЛЯ определенного типа глаз.

Говоря о свойствах тел ПО ОТНОШЕНИЮ к другим телам

внешнего мира, мы не забываем указать то тело, по отношению к которому существует данное свойство.

Мы говорим: «Свинец растворим в азотной кислоте, но нерастворим в серной».

Если бы мы сказали просто: «Свинец растворим»,

то тотчас заметили бы, что это неполное утверждение, требующее уточнения,
в чем именно растворим свинец.

Когда же мы говорим: «Киноварь — красного цвета», то неявно подразумеваем, что она красная для наших глаз и для глаз тех, кого мы предполагаем устроенными подобно себе.

Считая это уточнение излишним, мы и вовсе забываем о нем и можем поддаться ложному впечатлению,

что красный цвет — это свойство, присущее киновари или отраженному от нее свету независимо от наших органов чувств.

Совсем другим будет утверждение, что волны, отраженные от киновари, имеют определенную длину. Это положение мы можем сформулировать независимо от особенностей нашего глаза, хотя и в этом случае речь будет идти об отношениях между субстанцией и различными системами волн в эфире.

<...>

Все силы в природе суть силы, с которыми одно тело воздействует на другое

Таким образом, все свойства тел проявляются только в соответствующих
взаимодействиях с другими телами или нашими органами чувств.

  • Наблюдая устойчивость особого типа взаимодействия,
  • мы приписываем объектам постоянную и неизменную способность вызывать определенные эффекты.
  • Эту неизменную способность мы называем свойством.

Из сказанного следует, что, несмотря на свое наименование, свойства тел
не означают чего-либо свойственного данному
ОТДЕЛЬНОМУ объекту, а определяют РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ его с некоторым вторым объектом (в том числе с нашими органами чувств).

Характер взаимодействия, естественно, всегда должен зависеть

  • от свойств как воздействующего тела,
  • так и тела, на которое оказывается воздействие.

Относительно этого у нас не возникает никаких сомнений, когда мы говорим о тех свойствах тел, которые связаны с воздействием друг на друга во внешнем мире, например, при химических реакциях.

Относительно же свойств, зависящих от взаимодействия тел с нашими органами чувств, люди всегда склонны забывать, что и здесь речь идет о реакциях с особым реагентом — нашим нервным механизмом."

Конец цитаты.

-----

Слышимость. Видимость. Деятель

Мне нравится использовать понятия слышимости и видимости, потому что они подчеркивают этот факт взаимодействия:

  • на меня кричат - я затыкаю уши / меня не слышат - я кричу;
  • в мои глаза лезут - я стараюсь отвернуться / меня не видят - я стараясь "залезть в глаза", стать ярче и больше, увеличить своё присутствие и наличие ДЛЯ ДРУГОГО человека разными образами;
  • на меня кричат - я прячусь, я боюсь, если не чувствую в себе силы ответить (слабый Деятель);
  • на меня кричат - я мягко останавливаю, я НЕ боюсь (сильный Деятель, уверенный в своей силе);
  • на меня кричат - я кричу в ответ, я боюсь, но действую (сильный Деятель, который не знает о своей силе, не осознает её);
  • от меня прячутся - я пытаюсь понять "Почему?" (сильный Деятель, который может устоять на своих ногах);
  • от меня прячутся - я разыскиваю и навязываюсь (слабый Деятель, который хочет "лечь" на другого человека, "повиснуть" на нем, нет опоры на свои ноги);
  • на мне виснут - могу и подержать (сильный Деятель, осознающий свою силу и свои ресурсы);
  • на мне виснут - держу или сбрасываю через агрессию (сильный Деятель, не осознающий свою силу и факт повисания на нем. Агрессивен, чем становится "плохим" для того, кто хотел на нем повиснуть);
  • я слабый Деятель, у меня за спиной сильный Деятель - я НЕ боюсь;
  • я сильный Деятель, на мне "повисли" 5 слабых - я боюсь сломаться, нагрузка превышает возможности позвоночника.
И то, в каком типе взаимодействия ребенок провел первые годы своей жизни, - во многом определит его привычные, далее ПОСТОЯННЫЕ, свойства.

Будут ли эти свойства ЕГО?

Или это привычные стереотипы поведения, которые далее переносятся во все другие жизненные ситуации?

В какой степени человек "виноват" в тех ситуациях и в своих способах реакций? Мне кажется, в той степени, на сколько осознал себя и свои привычные поведенческие реакции, на сколько их ВЫБРАЛ.

---

Я использую термины курса "7 шагов к стройности", чтобы статьи не были дополнительным грузом новой информации, а разъясняли теорию курса, дополняли её для тех людей, кто проходит курс.

---

Плохость / окейность

Продолжая пары взаимодействий, которые я описала выше, можно в каждой паре обозначить вопрос:

Кто здесь "Окей", а кто "НЕокей" с точки зрения участников? Внешнее наблюдений сейчас совсем не обсуждаем.

К примеру,

  • я слабый Деятель, у меня за спиной сильный Деятель - я НЕ боюсь.

Обычно, если участникам в этом взаимодействии хорошо, то оба ощущают себя "окей".

А вот если кто-то нарушает это взаимодействие, не хочет в нем быть? То и окейность какого-то участника может нарушится, и он для партнера станет "НЕокей" - "плохой", "виноватый".

О чем я говорю?

Опять о том, что нет "окейности" как свойства какого-то отдельно взятого человека.

Эта окейность, как и нормальность / ненормальность реакций - это свойства взаимодействия, где

  • партнеров всё устраивает - мы окей,

или

  • кого-то что-то начинает сильно не устраивать - ты неокей, не такой, как я хочу.
  • И дальше, в результате нарушения "окейности", человек начинает чувствовать стыд, вину, страх, тревогу или агрессию. Эти социальные чувства направлены на изменения социальных отношений, в которых нарушилась "окейность".

Поэтому, если мы хотим что-то понять всерьез, нам нужно рассмотреть взаимодействие, в котором рождается та или иная реакция. Отдельного человека, самого по себе человека, просто не существует.

И ещё мы здесь обнаруживаем 2 вида страха, разделение на страх:

  • физического ущерба,
  • социальный.

Мы можем бояться упасть с обрыва, как в примере про зрительный обрыв. Рассказывала в статье:

Или мы можем бояться, что укусит акула, как в прошлом видео.

Это страх о повреждении физического тела. Который может быть либо обоснованным, либо в значительной степени иррациональным.

А есть страх стать "неокей", быть отвергнутым, быть брошенным, почувствовать боль предательства и разрушения наших социальных отношений. И это уже совсем другой страх. Он не про тело, а про стабильность и надежность, понятность и безопасность наших социальных отношений.

Подробно об этом буду рассказывать в следующих статьях.

Сегодня была как бы вводная, общая часть, в которой в самом общем виде старалась рассказать истоки негативных социальных чувств.

В следующих частях буду отдельно рассказывать про стыд, вину и виды страхов.

Всем здоровья и понимания!

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.