Найти тему

Полиптих как объект авторского права

Галкин Никита Антонович, аспирант

Живопись всегда была одним из ведущих искусств, в силу своей чувственности и разнообразности форм. В художественном лексиконе есть такое понятие, как «полиптих». Обычно под этим принято понимать картину, которая разделена на секции [1]. При этом можно выделить несколько видов полиптиха в зависимости от количества секций: диптих – произведение живописи, состоящее из двух частей; триптих – три части; квадриптих – четыре части и так далее.

Рисунок 1 - Пьеро делла Франческа «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца». Ок. 1465, дерево, темпера
Рисунок 1 - Пьеро делла Франческа «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца». Ок. 1465, дерево, темпера

Как правило, на полиптихе выделяется одна крупная, основная доска, расположенная в центре, и к ней прикрепляются боковые створки. Главный смысл полиптихов в том, что они объедены единым сюжетом, общим живописным стилем и композиционным строем. В целом секции могут быть даже подвижными, чтобы менять их. Чаще всего полиптихи использовались в средневековой живописи, например «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца» (рисунок 1) или как его называют «Урбинский диптих», так как картина изображает урбинского герцога и его жену. По сути, картина состоит из двух разных полотен, на каждой дощечке нарисован свой портрет, и только вместе они составляют единое изображение, хотя и разделены рамой. Пьеро делла Франческа создал диптих, так как это старая обычай нидерландских портретистов.

Рисунок 2 - К.С. Малевич «Триптих: черный квадрат, черный круг и черный крест», 1915 год, холст, масло.
Рисунок 2 - К.С. Малевич «Триптих: черный квадрат, черный круг и черный крест», 1915 год, холст, масло.

В качестве примера триптиха приведем работу К. С. Малевича (рисунок 2). Для целей исследования интересно отметить, что этот триптих состоит их трех самостоятельных картин, написанных в 1915 году: «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». С одной стороны, данный триптих обладает всеми вышеперечисленными признаками полиптиха, но при этом, сам художник, при жизни, выставлял картины как вместе, так и раздельно. В качестве примера квадриптиха приведем работу А.М. Юликова «Черный квадрат» (рисунок 3). Произведение представляет собой четыре холста, на каждом из которого по принципу пазла, нарисовано изображение. При этом, в отличие от предыдущего примера, выставлять в качестве самостоятельного объекта, часть полиптиха бессмысленно, так как он не представляет никакой ценности в силу того, что в едином произведении холсты размещены под определенным углом, что придает свой смысл картине. То есть в данном случае квадриптих представляет единое произведение в силу его замысла.

Итак, полностью разобравшись с рассматриваемым понятием, благодаря показательным примерам, у нас возникает вопрос, что такое полиптих с точки зрения авторского права? Руководствуясь критериями охраноспособности произведения, а именно пунктом 3 статьи 1259 и статьей 1257 ГК РФ, можно сделать однозначный вывод, что полиптихи являются охраняемыми объектами авторского права, а конкретнее произведениями живописи. Но является ли полиптих единым произведением или сложным объектом?

Рисунок 3 - А.М. Юликов «Черный квадрат» 1983
Рисунок 3 - А.М. Юликов «Черный квадрат» 1983

Как мы знаем статья 1240 ГК РФ не дает определения сложного объекта, но главным его признаком является наличие в составе произведения несколько других охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, то есть многокомпонентность. Таким образом, все зависит от конкретного произведения, «Черный квадрат» Юликова нельзя назвать сложным объектом, так как отдельные его части не являются объектами авторского права, а триптих Малевича вполне можно назвать сложным произведением в силу самостоятельности его объектов.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что если полиптих является объектом авторского права, как сложное произведение, то каждая его часть охраняется отдельно, а значит, если использовать лишь одну секцию полиптиха, то будет нарушено право на неприкосновенность произведения.

Подводя итог, можно сделать однозначный вывод о том, что полиптих является сложным объектом, исходя из этого мы определяем его следующим образом: «Полиптих – это сложный объект авторского права, состоящий из нескольких произведений живописи, объединённых общей темой».

[1] Власов В. Г. Полиптих // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — Т. VII. — С. 750.