Найти тему
Правмир

Крещение и мотивы

источник фото - ermogen.ru
источник фото - ermogen.ru

«Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?»

На вопрос отвечает священник Дионисий Свечников:

- Несомненно, священник обязан выяснять причины, побудившие человека прийти в храм и выразить желание принять Таинство крещения. Большая честь людей, приходящих креститься делают это, не имея осознанной, полноценной веры в Бога. Можно сказать другими словами – они не являются православными по своему мировоззрению. Да, они верят в какого-то абстрактного Бога, но вовсе не в Святую Троицу, как это должен делать православный христианин или тот, кто готовится им стать.

Как правило, крещение для таких людей – это дань традиции, соблюдение некой формальности, сохранение веры предков. Хотя о самой вере предков зачастую мало кто что-то знает. Знают, что на Пасху нужно печь куличи и красить яйца, знают, что на Вербное воскресение нужно унести из храма домой освященную вербу, знают, что на праздник Крещения Господня нужно прийти в храм за святой водой, знают, что праздник Преображения Господня – это яблочный Спас и нужно освятить яблоки в храме. Обо всем этом знают в лучшем случае, а для многих из этих людей православная вера и есть все вышеперечисленное.

Но это еще не так страшно, этих людей можно научить основам православной веры, если, конечно, они захотят учиться. Ведь бывает так, что на предложение посетить занятия или беседы со священником некоторые отвечают приблизительно такими словами: «А раньше крестили без бесед, чего это вы опять придумали?».

Приходится убеждать людей в необходимости предварительного оглашения и катехизации. Кто-то понимает, кто-то нет.

Но гораздо сложнее обстоит дело с теми людьми, которые приходят креститься из-за суеверных или оккультных побуждений. А есть и такие, которые приходят на крещение по конкретной указке магов, колдунов, экстрасенсов и других оккультных деятелей. Таких людей очень трудно убедить, что они тяжко согрешают, обращаясь за помощью к оккультистам, ведь посылают их именно в храм Божий, на крещение. Раз в храм послали – значит это от Бога.

Людям и в голову не приходит, что они сразу же после крещения впадут еще в более тяжкий грех фактического отречения от Христа, которому сочетались во время крещения, вновь обратившись за помощью к лукавому посредством оккультистов. Если убеждения помогают, и удается отвратить людей от оккультизма, то после оглашения и катехизации можно и покрестить. А вот если человек остается в своем заблуждении, то в крещении приходится отказывать. Тут уж выбор один – либо Господь, либо лукавый, и этот выбор может сделать только человек.

Бывает и другое – когда мировоззрение у человека не только неправославное, но и с большой примесью иных верований. И разобраться в этом синтезе без длительных бесед невозможно. И если человек в итоге все же не отказывается от «инородных примесей», то это может и должно стать причиной для отказа в крещении.