А вы знали, что есть такой народ – Орочи, ударение на первую букву «О». Это коренной народ Дальнего Востока. Правда осталось их очень мало, народность находится на грани исчезновения. В переводе с местного наречия слово «орочи» - значит «имеющий много оленей».
Орочи - тунгусо-маньчжурский народ, проживающий на Дальнем Востоке России. Большинство орочей проживает в Хабаровском крае, численность их всего около одной тысячи. Их предки были оленеводами и охотниками. Этот народ в Хабаровском привлекает к себе внимание, потому что они сохраняют еще традиционные верования, древние предания, легенды и песни, они передаются из поколения в поколение.
Вплоть до девятнадцатого века орочи верили в духов природы. Верили, что души умерших возрождаются вновь после перерождения в лунном царстве.
Орочи верили, что земля - огромная восьминогая лосиха. Ее кожа - это земля, шерсть - деревья, подшерсток - трава и кустарники, хребет - горные цепи, паразиты в шерсти - животные, снующие вокруг насекомые - птицы.
Мир по их поверьям делился на 3 уровня:
Верхний:
Сотворил его Буа, верховный Бог. Здесь обитает он, его духи-помощники.
Средний:
Здесь живут люди. Сотворил средний мир мифический герой Хадау, образ героя фигурирует в народном эпосе. Правят миром духи-хозяева, особо почитались покровители моря, тайги, огня.
Нижний:
Разделен на два слоя, где обитают злые духи и души умерших. Существовало также поверье, что лунная земля разделена на два царства. В них душам предков помогают вновь выкормиться и переродиться, чтобы они смогли вернуться на землю в облике младенцев.
Жили они малыми поселениями по берегам рек в небольших стойбищах. Зимние поселения были постоянными, а вот летние зависели от уровня воды, количества рыбы. Промысловым жилищем был чум или двускатный шалаш. А зимой жили в срубных полуземлянках.
Селились орочи общинами по пятнадцать-тридцать человек. В общинах царил патриархат. Женщина находилась в зависимости от мужчины. Мужчина отвечал за безопасность, пропитание семьи. На женщину ложились хозяйственные работы, в том числе тяжелые: наряду с уходом за детьми, приготовлением пищи, женщины ставили жилища, разделывали тяжелые туши. Детей с детства приучали к тяжелому физическому труду, навыкам охоты, домашним делам.
До двадцатого столетия браки у орочей заключались внутри народа. Например, позволялся брак дяди и племянницы, и хоть многоженство у них не запрещалось, все предпочитали иметь одну жену. Свадьбы проходили с участием представителей рода, сохранились сведения об обряде «топтания котлов». Перед выходом из отцовского дома невеста должна была пройтись по котлам, в одном из которых лежал калым, в другом приданое.
Историческая зона обитания орочей занимала территории от реки Ботчи до залива Де-Кастри (ныне залив Чихачёва), захватывая склоны дальневосточного Сихотэ-Алиня. Сегодня большинство представителей народности проживает в Хабаровском крае, расселившись на следующих территориях:
Ванинский район: притоки и низовья реки Тумнин.
Ульчский район в бассейне Амура, в районе озера Кизи.
Амурский район: по правому притоку Амура реке Хунгари.
Издавна основные занятия орочей - это охота на копытных, пушных, морских зверей, птиц, рыболовство, собирательство. На нерп и сивучей охотились с гарпунами, рыбу ловили крапивными сетями, ловушками, острогами. Использовали примитивные лодки-долбленки, большие деревянные лодки, управляемые шестами, веслами, парусами.
Запрещалось убивать тигров, их считали помощниками верховного божества Буа. Если случайно убивали тигра, то хоронили его также, как и человека, с теми же почестями и обрядами.
Священным морским животным считалась касатка. Народ с древности заметил, что при ее приближении нерпы и другие морские животные группировались у берега. Охотиться становилось легче, поэтому сложилось поверье, что касатка помогает промыслам. Осенью и весной устраивали обряды кормления касатки черемшой, специальным студнем из рыбьих шкурок.
Другим священным животным считался медведь по поверьям хозяин тайги и всех животных - древний предок человека. Главным событием в жизни орочей считался медвежий праздник. В ходе праздника шаман проводил обряды благодарения духов, люди устраивали пляски, переодевались в шкуру убитого медведя. Черепу животного подносили кушанья, в том числе медвежье мясо. В конце кости героя праздника хоронили, в жертву приносили двух собак, чтобы все они возродились в будущем в образе хозяина леса.
Шаманы играли важную роль в жизни орочей. Они проводили различные обряды, религиозные праздники, общались с духами предков. У шаманов был пояс с погремушками, бубен с колотушкой, украшенная подвесками юбка, крылья или перья птицы. У каждого шамана существовали духи-помощники, изображения которых в виде лягушек, птиц, животных, змей изображались на наряде.
Из истории известно, что в восемнадцатом и девятнадцатом веках русские активно осваивали территории, где жили орочи. Поэтому у них происходило изменение в быту, традициях, религиозных верованиях. Этот народ обязали платить ясак пушниной и рыбой, выбирать каждые три года старейшин, которые следили за порядком.
У орочей уже появилось огнестрельное оружие, неводы для ловили рыбы, срубные дома, им уже легче жилось. Орочи были наивны, не знали истиной ценности денег и их нередко обманывали, за бесценок скупали у них ценные шкуры и меха. В середине девятнадцатого века началась насильственная христианизация орочей, но это было формально, они все равно придерживались традиционных верований.
В советское время проводилась политика укрупнения. И вместо малых поселений орочей создавались многонациональные поселки. Происходил процесс ассимиляции. В шестидесятых годах двадцатого столетия уже были межрасовые браки. Исчезли пережитки патриархата, зависимого положения женщин. Практически исчезли малые поселения и жизнь большой семьей.
Жили орочи уже по законам, запрещалась охота и рыболовство, а чтобы заниматься этими промыслом, необходимо было оформить охотничьи билеты. Это и привело к исчезновению традиционной индивидуальной охоты, создавались артели и промысловые хозяйства.
Шаманов в советское время преследовали, повсеместно должны были разговаривать на русском языке, что привело к исчезновению интереса молодежи к своей культуре и верованиям.
Орочей причисляют к большой монголоидной расе. Они отличаются по внешности более сильным выступом нижней части лица, ростом, бородой, усами. Они среднего или низкого роста.
Кожа темная с желтым оттенком, худощавое телосложение, черные и прямые, жесткие волосы, узкий лоб, широкий и плоский нос. Глаза монгольского типа черного и коричневого цвета, клинообразный подбородок, выступающие скулы, толстые губы.
Одевались орочи, как амурские народы. Распашной халат, напоминающее кимоно с длинными, узкими к концу рукавами. Зимой утепляли халат подкладкой из ваты, лисьего меха, собачьих шкур. Зажиточные орочи шили халаты из шелка, утепленного с внутренней стороны мехом. Когда уходили мужчины на промысел, надевали теплые куртки из шкур оленя, кабарги. На голову надевали шапки из шкур и меха, на шею – шарфы из беличьих хвостов, а на ноги надевали меховые чулки, сапоги с высокими голенищами, а на руках варежки.
У мужчин были пояса, на которые они вешали оружие, мешочек с порохом, трут, а женщины носили на поясах кроильный нож и костяной игольник, где хранились иглы. Были у них и декоративные украшения, орнаментом украшали рукава, подол и борта халата.
Орочи имеют богатое наследие традиций и обычаев. Они отличаются своими уникальными ритуалами, праздниками, музыкой и танцами. Одним из самых известных праздников орочей является “Надым”, который отмечается весной и связан с поклонением духам природы. Источник: https://travelask.ru/articles/orochi-deti-tigra-s-beregov-yaponskogo-morya
Спасибо вам, что читаете и подписываетесь. Очень рада лайкам и комментариям, ваша поддержка для меня важна.