Фильм шёл в советском кинопрокате с июня 1990 года. Полагаю, это вполне символично. Покажи у нас такое в 1983, 1984 или 1985 и даже 1986 годах, то советские зрители были бы, мягко говоря, в шоке. Лично я, посмотрев фильм только сейчас, могу сказать, что зрелище печальное...
Посмотреть фильм можно у меня в Живом Журнале ЗДЕСЬ.
Символично, что у нас его решили запустить аж в 1990 году, хотя обычно выходило буквально через год-два и то потому что делали дубляж. А здесь фильм семилетней давности из дружественного ГДР. И вот незадолго до конца существования Германской Демократической Республики, у нас запускают этот фильм, где юное поколение гдровцев показано каким-то сбродом...
То, что показано в этом фильме, стало происходить и у нас. Деградация детей и подростков, отсутствие уважения и воспитания, аморальное поведение у девочек и т.д. и т.п. Только происходить это начало в последние годы "перестройки", когда нас стали буквально заваливать такого рода фильмами даже собственного производства. Где-то с 1988-1989 г.г.
В ГДР, кстати, выход этого фильма, снятого по одноимённой книге 1980 года выпуска Бенно Плудры, вызвал бурю ожесточённых споров.
Понятно, что фильм (как и книга) был "заказной чернухой". Такое творилось в те времена во всех, без исключения, социалистических странах. И потому процесс был хорошо организован и спланирован. Так и крах Советского Союза не был логичным. Наоборот: мы проспали реальную войну против нашей Родины и сами стали соучастниками за что теперь и расплачиваемся.
Пресса в ГДР открыто заявляла, что реальность Восточной Германии в этом фильме искажается как и достижения социализма в Восточной Германии, а строительство нового жилья принижается до уровня „бетонного мира“.
Показательно, что в фильме часто "делается поклон" в сторону Западного Берлина. Как, например, девочка из окна своей комнаты показывает на телевышку в Западном Берлине. Это для неё как бы ориентир счастливой жизни.
Что же касается фильма, могу сказать, что он абсолютно бредовый. Главный герой здесь какой-то туповатый подросток, которому плевать на собственную семью, зато он из кожи вон лезет, чтобы ублажить не менее туповатого и трусливого нового приятеля. Какой-то скрытый "голубизм" я бы сказал. При этом на него сразу обращают внимание две одноклассницы и не просто обращают, а пытаются затащить к себе в постель. А когда это не получается, а парень на них ноль внимания, то они готовы и на отношения втроём. Я же говорю - дикость да и только. И при чём тут бедные лебеди? Чтобы красиво звучало?
14-летний Штефан Кольбе живёт в деревне. Ему нравится там жить. Там он всё своё время проводит на природе со своим другом Тассо (ну точно "голубок"). Однако пришло время переезда в Берлин, где его отец получил квартиру от стройки в новом доме. Кстати, тут тоже показана чушь. Я не знаю, но у нас так не делали и полагаю что в ГДР тоже. Дом недостроен, но уже заселяется и во дворе котлован с тоннелями. Ну не было так! И дом достраивался, и школы с садиками вводились в строй, и деревья сажались. и газоны засеивались. А потом уже заселялись. Не с котлованом в недострой.
Штефан всю дорогу видит какие-то глюки: бешеная музыка и какие-то лица нетрадиционной ориентации, судя по всему. Видимо они из ФРГ. На новом месте он знакомится с Хубертом, трусливым и подлым сверстником. С ним он быстро заводит дружбу, похожую на нездоровую любовь. Хуберта терроризирует "Ветровка", хулиган-подросток постарше, который словесно вежлив со взрослым миром, но который беспричинно притесняет младших.
Однажды дурень Хуберт открывает в подъезде дома пожарный кран давлением в 6 атмосфер, чем вызывает потом и порчу имущества во множестве квартир. Сам сбегает, а Штефан берёт вину на себя, не думая при этом о родителях. Самопожертвование во имя любимого? Кхех... Приличного слова не назовёшь как назвать этого Штефана.
Одноклассницы Рита и Аня одновременно влюбляются в деревенского странного паренька и стараются затащить его в койку. В 14 лет! Одна приглашает его к себе домой, а вторая и вовсе находит заброшенный дом с каким-то древним матрацем. Однако девочки Штефана не интересуют, вместо этого он пытается помочь своему другу дать отпор противнику "Ветровке". Он сопровождает Хуберта, хотя защитить ни его ни себя не в состоянии. Девочки повсюду шляются за ним по пятам в надежде, видимо, всё-таки завалить Штефана.
Постоянно подростки и дети шляются по каким-то грязным трубам и недостроенным помещениям, как бы лишний раз подчёркивая как всё плохо в ГДР. У нас так выливали лживую грязь в "Маленькой Вере", к примеру.
Совершенно непонятно как дети, подобно маленьким злобным гоблинам, устраивают дебош, когда отец Штефана начинает засыпать котлован, чтобы на его месте строители создали современную детскую площадку. Но детям подавать грязь и трубы. Как в ФРГ. А посреди этой грязи они хотят зелёную лужайку. Дурдом какой-то. Отец Штефана, чтобы отвязаться, говорит, что будет им лужайка. А как иначе остудить этих мелких троллей? Они хамят взрослым, предъявы бросают. Что это вообще такое?
Но строительство идёт по плану. Так и должно быть. Но Штефан выговаривает отцу, что он обещал зелёную лужайку, а слово не сдержал. Такого сынишку и врагу не пожелаешь. Во всём этом фильме жаль семью Штефана. Хорошие люди и такой сын-дегенерат.
Когда строители заливают ровным слоем бетон на месте будущей площадки для дальнейших работ, то Штефан и две его малолетние проститутки, Рита и Аня, вкупе с трусливым Хубертом, устраивают бедлам и уничтожают труд строителей. Попутно они вырывают с корнем молодые саженцы деревьев. Вся эта картина мне напомнила, к примеру, события у нас в августе 1991 года, когда пьяное и тупоголовое стадо крушило всё и вся, зная что им ничего за это не будет. Трое там по пьяни ещё попали под колёса БТР и стали "героями" страны, которую они предали. Вот так и здесь. Эти беснующиеся дикие дети вызывают лишь желание произвести запоздалый аборт, чтобы не было таких как они.
В конце фильма Штефана ловит в очередных недостроенных тоннелях "Ветровка" и тихонько подталкивает его к котловану. Штефан, подобно обречённой жертве, покорно идёт к краю пропасти. Но в последний момент инстинкт самосохранения срабатывает и он отскакивает в сторону, а "Ветровка" падает вниз, но, как в голливудских фильмах, удерживается на пальцах за край. Штефан вытаскивает его. Конец.
Вот что это было? Зачем это было? Очевидна лишь одна цель: вылить ушат грязи на ГДР, выдав такую больную картину мира, созданную в сознании продажного и потому бездарного автора.
Надеюсь создатели этого гуано теперь вдоволь наглотались ФРГшных помоев, сыты и довольны. На зелёной, блин, лужайке.