Существует дежурное мнение, что идеология как явление - болезнь Модерна. Ну вы знаете эту историю: кляты французишки на рубеже 18-19 вв. придумали всякое несуразное, Пруссия сказала "о, годится, нам как раз надо у представителей 9 разных областей сформировать национальное самосознание", Габсбурги ответили "подержи мою малагу" на двунадесяти языцах, и всё заверте... Ну а затем, как водится, пришёл первый из двух главных идеологов всесильно-верного учения и всё опошлил до самого двадцатого века, когда идеология стала определять экономическую и государственную формацию, превратилась в универсальный политический маркер "свой-чужой" и далее везде.
Никого в увлеченном диспутами, стачками и наращиванием ядерного потенциала цивилизованном мире, само собой, не интересовало, что за две с половиной тысячи лет до этого свою идеологию изобрели и внедрили на государственном уровне китайцы.
Итак, оставим на время кавардак Модерна и вернёмся приблизительно во вторую половину раннего железного века. Нет, сариссы и гоплоны пока отложите - мы сегодня говорим не о традиционно описываемой как "колыбель цивилизации" благословенной Элладе: их высокие традиции государственности вроде выселения людей из полисов в колонии при каждом stack overflow воспеты уже достаточно. А вот в колесницы можете залезть, да - впрочем, простого копья или алебарды (опять анахронизм, что ж такое! Ну ладно, пусть будет глеф) будет достаточно. Мы сейчас в государстве Чжоу в период Чуньцу (рисовать двумерно исторические эпохи я не умею, так что используйте силу воображения):
Ситуация не самая веселая. Во-первых, Китай пока маленький, его активно щемят кочевники-жуны, да так, что приходится переносить столицу подальше от границы. Во-вторых, он при этом ещё и большой, т.к. прирастает стахановскими темпами, что резко увеличивает рост автономии провинций, не находящихся под прямым контролем вана или "на передовой" завоевания. Ван, не будь дурак, ставит в целях увеличения лояльности наместниками на завоеванных территориях свою родню. Наместники, не будь дураки, образовывают новые династические ветви, набигают друг на друга, грабят корованы с подарками вану (pun intended) друг от друга и периодически активно пытаются сами стать ванами. Народ, не будь дурак, от происходящего в шоке, так что массово вымирает, сбивается в горные банды и в целом не в восторге ни от наместников, ни от династии, ни от сложившейся ситуации. Короче, страшно, очень страшно. Нужна какая-то вундерваффе, которая позволит и ситуацию с кочевниками в корне переломить, и народишко убедить сильно не разбегаться (вымирать всё ещё можно), и в целом наладит вертикаль власти. А то что это у нас тут за брожения в стиле раннего феодализма, по историческому времени только-только Античность наступает. Непорядок.
Как водится, государству предлагается два путя. А точнее - две точки зрения на человека, из которых проистекает отношение к нему и принимаемые в адрес оного человека со стороны госаппарата меры. Точки зрения следующие:
1) человек по природе своей - смердящее болото пороков, лености, глупости, корыстолюбия, лживости и прочего Ада и Ханаана. Разумеется, то человек, а не Сын Неба, помазанник богов на царствование. Чтобы искупить свои грехи, человек должен неустанно трудиться на благо владыки Небесного Мандата, а любые его попытки двинуть не тем пальцем в сторону греха должны быть ограничены детализированным законом. Неисполнение закона приравнивается к оскорблению Сына Неба, а потому, разумеется, ведёт к смертной казни. Чтобы наместнику богов сильно не утруждаться мерзкой вознёй грешников, нужно сформировать из них бюрократический аппарат путём установления тотальной меритократии. При этом любая деятельность, не направленная на подчинение Сыну Неба новых территорий, полезной не считается, поэтому НЭП сворачив... В смысле, торгашей, деятелей искусства и т.д., как закоренелых грешников и тунеядцев, отвлекающих народ от сбора риса и тыканья ворога копьём, желательно также превентивно казнить. На самого Сына Неба, разумеется, законы не распространяются, а править народом он должен кованым армейским ботфортом. Массы грешников в то же время должны быть слабы и глупы, чтобы и думать не смели о сопротивлении.
Что это такое, дети? Тоталитаризм? Фашизм? Шовинизм? Да всё вместе плюс абсолютная монархия, конечно же! Одним словом - легизм;
2) человек рождается искренним, честным и человеколюбивым, с формой, полностью соответствующей содержанию, и без капли эгоизма. Чтобы он оставался таковым, по мере взросления он должен совершенствовать свой разум, изучать мудрость своих предков и постигать величие естественного порядка вещей. У всего на свете - у подчиненного положения крестьян и привилегий власть имущих, у этических догм и превосходящей нашу мудрости предков, есть логически непротиворечивое обоснование, почему это не только хорошо и естественно, но и единственно верно. Закон подменяется довольно строгим, но проповедающим гуманность и эрудицию этическим кодексом, направленным на развитие индивида в сочетании с почитанием духов предков как источников мудрости.
С одной стороны, конфуцианство - это не просто консерватизм, это консерватизм в восьмимерном квадрате. Все, что требуется знать, уже известно предкам, мир идеален в своём текущем состоянии, просто переждать и всё будет хорошо, "там" всё схвачено.|
С другой стороны, в противовес легизму, предпочитающему видеть индивида ограниченным и необразованным, конфуцианство утверждает ценность передачи и активного использования знаний и умений и необходимость для человека учиться и учить других в течении всей жизни, а культ предков в конфуцианстве связан именно с их авторитетом как "всезнающих" духов.
Итак, на выходе у нас есть два антагонистичных друг другу учения, с едва ли не противоположными взглядами на человека, государство, мораль, закон и так далее. Какое же из них выберет Китай?
Разумеется, никакое. Да и нет пока никакого Китая - есть царство Чжоу, и его дербанят в разные стороны все вышеперечисленные проблемы, от кочевников до непокорных наместников. Пока наши учения в красных и синих трусах и углах ринга набирают сторонников и последователей, Чжоу стремительно идёт ко дну в череде гражданских войн, и вот уже варлорды-нувориши начинают проникаться и применять те или иные постулаты одного из учений. К моменту запила Цинь, первой китайской империи, её жители и правители наконец определились с выбором.
Они выбрали обе.
Двойные стандарты, говорите? Двоемыслие? Свобода - это... Ай, ладно, мы поняли, что вы читали ещё что-то, кроме книг по истории, технических трактатов и Гарри Поттера. Да, да, действительно, противоречивые базы учений как будто бы не позволяют применять их одновременно на практике. Но тут в дело вступает любимое человеческое занятие - синкретизм. Если сочетать отдельные постулаты, то на выходе мы получаем:
а) слияние культов предков, популярных в народе, и культа Сына Неба, предка всех предков и наместника богов, и лишнее утверждение верности династической передачи власти - в конце концов, кто у крестьянина предок? Скорее всего, крестьянин. А у императора? Вот то-то и оно;
б) возможность сохранить прежнюю систему управления провинциями и родовую аристократию, не рискуя новой гражданской войны, но поставить за всем этим благолепием следить и при необходимости перехватывать управление централизованный чиновничий аппарат из образованных специалистов, подчиненных сугубо Императору;
в) возможность сформулировать подчинение центральной власти не как печальную необходимость в силу подавления военной силой, а как естественную добродетель, и при этом иметь возможность в любой момент задействовать репрессивное законодательство, с которым необразованные массы вряд ли знакомы;
г) формирование у граждан Цинь протонационального самосознания через элитизм: мы являемся носителями единственно верных культурных норм и добродетелей - это наш общий культурный маркер - и это возвышает нас по сравнению с другими варварами. В то же время, это типично "имперское" мышление: необязательно родиться подданным империи, чтобы стать им через принятие её идеологии;
д) синкретическая гибкость. Синтетическое в сути своей гибридное учение легко трансформировалось под воздействием новых идеологий и религий, подобных даосизму, буддизму и верованиям пришлых степных династий, т.к. в основе своей было, скорее, агностическим, наделяя мистическим значением лишь людей живущих (в лице императора) и людей, живших прежде (т.е. духов предков). При этом конфуцианство (да, именно под этим брендом данный кадавр, наполовину состоящий из легизма, и закрепился в истории) не уступало пальму первенства и не боролось с "пришлыми" учениями, а вновь и вновь трансформировалось, включая их в себя, но не меняя своего бренда.
Что же мы имеем на выходе? А на выходе мы имеем натуральную именно что идеологию - концептуально изложенную парадигму видения мира, принятую как руководство к действию на всех уровнях общества и государства. Причём не основанную на религии и продвигающую империализм как форму внешней и внутренней политики, абсолютную монархию как форму государственного устройства, меритократию с внесословным доступом к государственным должностям и гуманизм - то есть идеи, до большинства из которых просвещенной Европе ещё веков так двадцать. Имеющую при этом чудовищный запас прочности (даже маоисты с хунвэйбинами бились-бились, да ничего принципиально не изменили - конфуцианство и на сегодняшний день играет важнейшую роль в общественной жизни Китая). Созданную причём где-то в VII-VI вв. ДО нашей эры.
А как именно претворялись в жизнь пункты б) и в) из списка выше, у нас уже выходил замечательный текст Георгия Куликова про становление китайской бюрократии.
Ну а для тех из вас, кого не так просто убедить, как гоев, какими-то историческими выкладками в наличии цимеса, уведомляю, что в основе конфуцианства лежит корпус текстов, именуемый У-Цзин - "Пять классических текстов" или, проще, Пятикнижие. Вот оно, двенадцатое колено ханьское, где запряталось, получается. А для сторонников real politik прикладываю в конце территорию распавшегося (потому что конфуцианство ещё не набрало силу, очевидно же) государства Чжоу, упоминаемой в первой части заметки. Можете начинать деколонизировать - как повелось с незапамятных времён, всё равно через пару-тройку поколений прирастёт обратно.
Автор: Андрей Орлов