Таково мнение обозревателя британской The Guardian Джонатана Фридланда, который считает, что израильский лидер выступает против жизнеспособного пути продвижения вперед и теперь действует только для себя, а поэтому президент США должен спасти Израиль от его премьер-министра.
Связь Байдена с Израилем и еврейским народом настолько глубока, что, как говорят, он чувствует это в своих кишках (это “кишка тонка” для тех, кто среди вас не говорит на идише). Байден продемонстрировал это в начале нынешнего кризиса, посетив Израиль через несколько дней после 7 октября. Он продемонстрировал это снова, так же быстро, отправив два авианосца США в регион, чтобы удержать "Хезболлу" и её иранских покровителей от нападения на Израиль с севера – его послание из одного слова: “Не надо”. И только на прошлой неделе он продемонстрировал это еще раз, применив вето США в Организации Объединенных Наций, сделав Вашингтон практически единственным голосом против всемирного хора, требующего, чтобы Израиль прекратил свое наступление в Газе, в результате которого погибло так много тысяч человек.
Но есть один последний акт служения, который Байден должен совершить ради Израиля, с которым он так долго был рядом. Это задача, которую он способен выполнить уникальным образом. Он должен отстранить Биньямина Нетаньяху от власти – и сделать все возможное, чтобы гарантировать, что он не вернется. Прямо сейчас в центре внимания американо-израильских отношений находятся часы, то есть то, сколько времени Вашингтон предоставит своему союзнику – которого он вооружает – для достижения заявленной цели разгрома ХАМАСА, даже ценой ужасных смертей и разрушений в Газе. Намеки на то, что терпение Байдена на исходе, становятся все громче. На этой неделе он предупредил, что Израиль “начинает терять [международную] поддержку из-за происходящих неизбирательных бомбардировок”. Сигналы таковы, что у Израиля есть время до середины или конца января, чтобы продолжить то, что Белый дом называет “военными операциями высокой интенсивности”. После этого придется перейти к “другой фазе” – той, которая состоит из целенаправленных рейдов по опорным пунктам ХАМАСА с меньшим количеством жертв среди гражданского населения.
Но Байдену нужно пойти гораздо дальше. Ему нужно противостоять Нетаньяху – и победить.
Есть несколько причин, по которым откровенно произраильский Байден должен хотеть отставки Нетаньяху, но начать с того, что произойдет в Газе на следующий день после окончания правления ХАМАСА. Израильский лидер заявляет, что не одобрит никакого участия Палестинской администрации в управлении Газой, не в последнюю очередь потому, что именно на этом настаивают США – и Нетаньяху считает, что противостояние Вашингтону хорошо играет на его стороне. Но его отказ равнозначен исключению участия каких-либо палестинцев вообще в управлении Газой.
Если не ХАМАС и не ФАТХ, движение, которое доминирует во власти, то не останется никакой другой значимой палестинской группировки. Выступая против плана Байдена, Нетаньяху подразумевает, что единственными приемлемыми вариантами для Газы являются правление коалиции арабских государств, которые не хотят этой работы и, безусловно, отказались бы от нее без участия палестинцев, или повторная оккупация Израилем. Одно неправдоподобно, другое неприемлемо.
Позиция Нетаньяху заключается в том, что Израиль не может допустить ничего, что выглядит как шаг к палестинской государственности. Посмотрите на высказывания Ципи Хотовели, посла Израиля в Великобритании, которую лично выбрал на этот пост Нетаньяху, которая на этой неделе сказала “категорическое нет” перспективе создания палестинского государства. Такая позиция подрывает центральную защиту нынешней стратегии Израиля: он должен устранить ХАМАС, чтобы сделать возможным окончательное примирение с палестинским народом в форме решения о двух государствах.
Есть предположение, что Хотовели думала не столько о дипломатических потребностях Израиля, сколько о своих собственных амбициях вернуться к своей предыдущей работе в качестве члена парламента Израиля от Ликуда. Если это так, то она просто следовала указаниям своего покровителя. Основная критика Нетаньяху заключается в том, что он думает не о национальных интересах Израиля во время войны, а скорее о своем собственном политическом будущем. Учитывая, что он находится под судом по обвинению в коррупции, которое может отправить его в тюрьму, он отчаянно цепляется за работу, которая удержит его на свободе.
И поэтому он ведёт себя так, что это наносит ущерб его стране, но, по его мнению, поможет ему. Он тратит драгоценное время и энергию на то, чтобы обвинить в ужасающих неудачах, которые сделали возможным 7 октября, именно руководителей вооруженных сил и разведки Израиля, хотя есть неопровержимые доказательства того, что он сам проигнорировал предупреждения о “явной и настоящей опасности”, которые были поставлены перед ним. Он держался подальше от похорон жертв 7 октября и почти не встречался с семьями погибших, опасаясь, что они публично раскритикуют его.
И он сидит сложа руки, пока члены его крайне правой коалиции выступают с невыразимыми угрозами - призывая стереть или сжечь Газу – и в то время как его министр безопасности Итамар Бен-Гвир, который осужден по обвинению в терроризме, раздает оружие своим собратьям-экстремистам и поощряет поселенцев, поскольку они провоцируют еще больший конфликт и насилие на Западном берегу. Все это, очевидно, катастрофа для палестинцев, но также и для Израиля, поскольку он стремится сохранить международную поддержку, которую, как справедливо сказал Байден, он теряет. Нетаньяху стоит в стороне и ничего не делает, слишком напуганный жесткими правыми, которые ему нужны, чтобы не допустить распада своей коалиции, и чьи голоса он хочет получить, когда придут выборы, которые могут быть скоро.
В этом суть дела. Израилем руководит человек, который борется только за себя. Вот почему один из героев событий 7 октября, генерал в отставке Ноам Тибон, ныне известный тем, что схватил оружие, запрыгнул в свою машину и направился на юг, чтобы спасти своего сына, невестку и внуков от боевиков ХАМАСА, которые были готовы убить их, – сказал мне: “Биньямин Нетаньяху представляет огромную опасность для государства Израиль. Пока он находится в кресле премьер-министра, мы не сможем выиграть эту войну”.
Байден вполне может согласиться с этим анализом. Он не испытывает симпатии к Нетаньяху; до 7 октября он отказывался даже предоставить ему встречу в Белом доме. И все же он может опасаться действовать в соответствии с этими чувствами, если это означает вмешательство во внутренние дела союзника. Но ему следует отбросить эти опасения в сторону. Более того, есть полезный прецедент.
В 1990-х Билл Клинтон, который, как и Байден, убедил израильтян, что он действительно принимает их интересы близко к сердцу, выступил против Нетаньяху и победил. Он подтолкнул Нетаньяху к мирным переговорам и подписанию соглашений, которые не нравились премьер-министру Израиля, – в безопасности, зная, что израильская общественность понимает, что он, Клинтон, действовал из дружбы, а не враждебности. Как отметил на этой неделе Аншель Пфеффер, обозреватель либеральной израильской ежедневной газеты Haaretz,, когда Нетаньяху в конце концов предстал перед избирателями в 1999 году, он проиграл кандидату, приверженному достижению мира с палестинцами.
Конечно, сейчас другие времена. Но Байден обладает властью влиять на события в Израиле, с которой не сравнится никто другой. Он должен услышать крики семей заложников, удерживаемых ХАМАС, которые несут плакаты с простым призывом: “Спасите Израиль от Нетаньяху”. Байден, возможно, единственный человек в мире, который может прислушаться к этому призыву и действовать в соответствии с ним. Он должен.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».