До Нового года остается все меньше времени, я уже замечаю, как в людях растет предвкушение какого-то чуда. Повсюду светятся яркие украшения, афиши изобилуют праздничными мероприятиями, а жители и гости Петербурга с удовольствием их посещают. Не забывают и про атмосферные катки, которых с каждым годом становится все больше и больше (сама была на одном из таких сегодня - настоящая сказка). Сейчас мы можем выбирать, ведь вариантов, где покататься, предостаточно. Но как в России вообще зародилась культура общественных катков? Где находился первый из них? И какие любопытные события с ним связаны? Об этом и будет сегодняшняя статья.
Первый публичный каток в России заработал в 1865 году. Местом, где он обосновался, стал Юсуповский сад.
Однако «публичным» он был весьма условно: стоит понимать, что сад этот долгое время принадлежал богатейшей семье в империи, а буквально за пару десятилетий до этого был продан в казну, и его передали Управлению путей сообщения. Так что попасть туда было не так просто - требовалось специальное приглашение. А уже его можно было получить если не от самих хозяев, то по рекомендации каких-то знатных знакомых. Простым же людям оставалось только наблюдать за тем, как счастливо проводят время более везучие (или богатые). Смотреть, кстати, можно было спокойно - в 1863 году часть сада открыли для свободного посещения.
При этом правительство было сильно озабочено малоподвижностью российского населения, а катки казались отличным способом решения этой проблемы. Говорили, что весь день люди сидят в душных натопленных помещениях, вечера проводят (если есть такая возможность) в театрах, а ночи (опять же, если финансы позволяют) - за карточным столом. Передвигаются по городу люди знатные чаще всего в экипажах. Даже врачи стали всерьез опасаться такого сидячего образа жизни.
Сами коньки были развлечением не новым - их привез еще Пётр I. Само собой, кто ж еще. А вот специально оборудованного места для катания не было.
Популярна эта забава была для представителей всех сословий. Те же преподаватели-иностранцы, обучавшие будущих инженеров в Институте путей сообщения, частенько выходили зимой на лед, надевали коньки (хотя чаще им с этим помогал лакей) и кружились, вдыхая морозный воздух. Были любители коньков и при дворе. Например, так любил развлекаться племянник Николая I принц Пётр Ольденбургский. В 1830-е годы в России даже появилась первая школа фигурного катания, но попасть в нее, как вы понимаете, мог не каждый.
Так интерес к конькам рос от года к году. Все чаще видели на них кадетов, студентов, да и простых рабочих, которые могли использовать их как быстрый способ передвижения по городу. Когда Нева замерзала, ее поверхность становилась отличным местом для организации ярмарок и еще одной дорогой, по которой передвигались как небольшие экипажи, так и пешие жители. Так что коньки уже давно не были просто детским развлечением, а стали вполне себе важной составляющей зимней жизни Российской империи. Когда наступала зима, в газетах можно было встретить следующие строки: «Охотники кататься на коньках имеют теперь обширное поприще».
В это время открылся еще один каток - в Таврическом саду. Туда же приходили еще более знатные личности, например, Великие князья. Вскоре этот каток стал излюбленным местом бомонда, представители которого хотели провести пару часов в таком высоком обществе. Билеты туда выдавались Министерством императорского двора с соизволения императрицы. На входе гостей с поклоном встречал швейцар, затем следовало несколько залов, где можно было пообщаться, а уже потом лакей помогал надеть коньки и выдавал санки. Кстати, эти санки особо любили дамы: в них они могли спокойно сидеть, пока их сзади толкали кавалеры. Видимо, сидячий образ жизни барышень не сильно волновал.
Князь Мещерский вспоминал: «Стариками, старухами, зрелыми и незрелыми овладела лихорадочная страсть покупать коньки, надевать их, скакать в Таврический сад, падать раз двадцать в минуту и тому подобное».
И все же желающих покататься было так много, что заливали даже аллеи. Бывало, приходили целыми семьями. И это несмотря на приличную входную плату - от 30 до 50 копеек, а по вечерам могла достигать 1 рубля.
Первый клуб любителей коньков в Петербурге был основан англичанами. Они же организовали недалеко от места своего обитания, напротив Английской набережной, отдельный каток. Посещать его могли только иностранцы или те, кто получал от них специальное разрешение. Говорили, что если есть большое желание попасть на этот каток, можно было пофлиртовать с англичанкой, которая затем бы замолвила словечко.
На английском катке нередким гостем был император Александр II с семьей. Была даже специально оборудована царская ложа прямо на льду. Также построили буфет, комнаты для переодеваний и хранения вещей. Да и само катание на этом льду скорее напоминало светский раут: гости приходили наряженными, играл оркестр, все общались и расширяли круг важных знакомств.
А что же с менее привилегированными людьми? Для них тоже стали появляться катки в различных частях города. Во многих периодических изданиях даже стали публиковать адреса таких мест и полезные советы: «Обувь должна быть кожаная, бархатные теплые башмаки здесь не годятся, так как они быстро отсыревают. Подошва должна быть довольно толстая, каблуки средней высоты, так как при высоких каблуках ступня легко подгибается, что может повести к довольно серьезным повреждениям, а слишком плоские каблуки не могут принять в себя винта коньков... На пятке конька обыкновенно имеется винт, который входит в особое отверстие в каблуке сапога, нарочно для того сделанное. На передней же части конька обыкновенно укреплены три небольшие гвоздика, входящие в подошву... Повязав коньки, попытайтесь встать на обе ноги и приударьте коньками об лед, чтобы шпильки коньков вошли хорошенько в подошву... Некоторые начинающие кататься на коньках употребляют в помощь палку, но это едва ли полезно, так как помощи от палки немного, а мешать будет она вам немало... Лучше всего просить помощи у кого-нибудь умеющего кататься и тогда, обнявшись с ним, стараться подражать его движениям». Вход был не бесплатный, но если у кого-то совсем не было возможности оплатить катание, помогали различные общественные организации. Например, билеты раздавали в учебных заведениях.
Постепенно катков становилось все больше, и между ними даже начала зарождаться конкуренция. Для привлечения большего количества посетителей на катках устраивали выступления фигуристов, приглашали артистов и хор, добавляли разнообразный декор, строили катательные горки.
Особо смелые любители коньков даже отправлялись в походы по Финскому заливу и могли походить прямиком до Кронштадта. В газетах тогда отмечали: «Не было, кажется, ни одного замёрзшего пруда или лужи, которые не были бы заняты катками».
У тех, кто не хотел толпиться на общих катках, была возможность объединить усилия и открыть свой. Небольшой, зато тихий. Можно было даже построить небольшой деревянный домик и посадить туда сторожа, который бы занимался расчисткой льда и хранением коньков. Конечно, обычно таких занимались дети небедствующих фамилий.
Но стоит, пожалуй, вернуться к тому, с чего мы начали. В том самом 1865 году делами катка в Юсуповском саду стал заниматься не так давно возникший речной яхт-клуб. Его представители очень хотели организовать место, куда они бы могли съезжаться на катание со всех уголков города. Конечно, доступ туда «простому люду» все еще был закрыт. Представители яхт-клуба также очень опасались дам «легкого поведения», и если кто-то вдруг приводил такую на лед, то его сразу же исключали на общем собрании.
Этот каток стал самым популярным в столице. Туда даже заглядывал император. Рассказывали, что видели на том катке уже в конце 19 века наследника престола Николая Александровича и балериной Кшесинской, но это могли быть просто слухи.
На катке в Юсуповском саду стали, как отмечали очевидцы, появляться первые настоящие артисты этого вида искусства. Газеты писали, что там собираются люди, которые могут «танцевать на льду лучше, чем на паркете». Такие танцоры рисовали на льду чудесные узоры, фигуры, откуда и пошло название «фигурное катание». Так что не удивительно, что именно на льду Юсуповского сада в 1890 году прошли первые Международные соревнования по фигурному катанию. Выступали поначалу только мужчины, женщины были допущены только в 1911 году. Однако первые соревнования по скоростному бегу на коньках прошли уже в Москве. Такие зрелища тоже привлекали общественное внимание, а среди молодежи появлялось все больше желающих ступить на лед. При этом употребление алкоголя было строго запрещено для всех желавших покататься.
Любопытно, что хоть с 1889 года соревнования по конькобежному спорту стали проводить и в Петербурге, для чего специально заливали дорожки парка на Елагином острове, победителями в нем почти всегда были москвичи.
Так как лед в Юсуповском саду был устроен на естественном водоеме, в сильные морозы он трескался. Тогда щели замазывали смоченным снегом. Все делали с большой точностью, так что каждый день каток выглядел идеально. Занимались этим рабочие из крестьян-рыбаков, которые организовывались в артели, а места в них передавали по наследству.
Кстати, раз уж мы заговорили про Москву. Там катки были организованы примерно в то же время. Первым из них стал каток на Петровке (который действует до сих пор), а его организацией занимался Императорский речной яхт-клуб. Другим популярным местом стал каток в саду «Эрмитаж». А в 1864 году каток открылся на территории Зоологического сада, то есть известного нам сегодня Московского зоопарка. Ученикам, которые приходили туда в форме, снижали стоимость входного билета. Каток этот был, по воспоминаниям, очень изысканным, впечатлен был даже Лев Толстой. Катался ли сам писатель - сведений нет, а вот его дети и супруга очень любили каток на Патриарших прудах. Там же бывала поэтесса Марина Цветаева и встретила как-то своего будущего мужа.
Первый крытый каток открылся в 1874 году на Семеновском плацу.
А первый искусственный каток появился в 1910 году. Местом его заливки стал увеселительный сад «Аквариум». Действовал он круглогодично. За образец был взят Лондонский «собрат», но в России его сделали с большим размахом, чем очень гордились. Все были в восторге от организованного развлечения, там проводили торжественные мероприятия и праздники с участием зарубежных специалистов, выступал оркестр. Каток получил неофициальное название «Дворец теплых льдов». Но уже во время Первой Мировой войны эту территорию отдали под нужды лазарета.