Найти тему
Орская хроника

Школа, парта, два ствола

Коллаж Ивана Александрова
Коллаж Ивана Александрова

Утро 7 декабря стало черной страницей в истории брянской гимназии № 5. Шел урок биологии, когда в класс вошла 14-летняя Алина Афанаскина. Восьмиклассница принесла с собой тубус, в котором было отцовское ружье, достала его и открыла огонь по одноклассникам. В результате погиб один человек, еще пять получили ранения. Устроившая стрельбу покончила с собой. Как предотвратить подобные трагедии? Ответы на этот вопрос «ОХ» попыталась найти вместе с экспертами.

В Брянске восьмиклассница устроила стрельбу в гимназии № 5. Седьмого декабря она пронесла в школу огнестрельное оружие, предположительно дробовик, из которого выстрелила несколько раз прямо во время урока.

Как сообщает пресс-служба УМВД России по Брянской области, одна из раненых одноклассниц скончалась. Еще несколько человек получили ранения. Мотивы поступка устанавливаются. По неофициальной информации, над устроившей стрельбу подшучивали одноклассники. Гимназия, как и другие школы Брянска, охранялась сотрудниками ЧОП, говорится на сайте Брянской городской администрации. Все остальные необходимые условия безопасности в школе присутствовали: работала видеосистема, имелась «тревожная кнопка», педагоги планово проходили антитеррористические учения – тренировались, как действовать в экстремальных ситуациях.

Подобные трагедии уже случались в России. В 2018 году в керченском политехническом университете студент 4 курса Владислав Росляков расстрелял из ружья преподавателей и учащихся. Погибли 15 студентов и 5 взрослых, более 50 человек пострадали. Сам нападавший покончил с собой.

В Казани в мае 2021 года стрельбу из дробовика в гимназии № 175 устроил бывший ученик Ильназ Галявиев. Скончались девять человек: два сотрудника школы и семь детей. Напавшего приговорили к пожизненному лишению свободы.

В 2022 году стрельба в школе № 88 Ижевска унесла жизни 15 человек. 34-летний Артем Казанцев, вооружившись двумя травматическими пистолетами Макарова, которые он переделал под боевые патроны, ворвался в учебное заведение, которую сам когда-то сам окончил. Он застрелил 17 человек, среди которых два охранника, два учителя и школьники, еще 20 получили ранения. Сам стрелок покончил с собой.

Коллаж Ивана Александрова

Кто виноват и что делать?

Что стало причиной трагедии в Брянске и побудило восьмиклассницу, как и других школьных стрелков до нее, взять в руки оружие? Компьютерные игры, уровень агрессии в обществе, травля в школе, доступность огнестрельного оружия? Об этом и многом другом говорит психолог Ольга Антонович.

Специалист отмечает: единственной причины стрельбы в школах не существует. Важно понимать, что есть множество факторов, которые способны подтолкнуть детей к преступлению.

– Первой причиной является психологический климат в семье, – рассказывает Ольга Антонович. – Родители – первый главный авторитет в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми верными. В ситуациях, когда коммуникация внутри семьи нарушена и ребенок не получает необходимой поддержки, возможно появление девиантного поведения. Более того, в семьях, где родители активно пользуются оружием и ребенок имеет к нему доступ, возникает негласное разрешение на совершение преступления.

Следующий фактор, который стоит учитывать, это отношение класса в целом как группы, межличностные отношения между учениками. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Именно через призму этого тинейджеры познают мир и развиваются. Если они не имеют возможности реализоваться через общение, либо в этом процессе происходит какой-то сбой, то подросток начинает программироваться на саморазрушение.

– Стоит отметить обилие агрессии и насилия в социальных сетях и СМИ, – продолжает психолог. – У подростков психика еще не устойчивая. И они, как и маленькие дети, с жадностью впитывают всю информацию и начинают повторять за героями фильмов или игр.

Так что же делать, чтобы предотвратить подобные трагедии? Ольга Антонович считает, что проблема решается не количеством охранников в школах.

– Чтобы человек убил другого, он точно должен быть травмирован, и не один раз, – считает психолог. – Для предотвращения стрельбы в школах нужно работать комплексно. Необходимо задействовать учителей, психологов, родителей и социальных педагогов. В учебном заведении должны знать, в какой семье ребенок живет, благополучна ли она. Только тогда подобные трагедии перестанут происходить.

Читайте далее:

Школа, парта, два ствола