Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 16 декабря в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1773 год. Акция протеста американских колонистов против действий британского правительства, вошедшая в историю как «Бостонское чаепитие»
Противоречия между Англией и британскими колонистами нарастали в течение долгого времени. Метрополия к своим заморским территориям относилась пренебрежительно, полагая, что задачей колоний является обеспечение ее, метрополии, обогащения. В своем желании поживиться за счет соотечественников, решивших искать лучшей доли в землях Нового Света, английский король Георг III дошел до абсурда. Сначала он обложил весьма солидным налогом письма американских колонистов на свою историческую родину. Американцы возмутились и перестали писать письма вообще. Тогда король издал указ о том, что колонисты имеют право покупать товары только в Англии, а все американские купцы, закупавшие товары в других странах, должны сначала зайти в английские порты для таможенной проверки. Последней каплей, переполнившей чашу терпения колонистов, стало предоставление права Английской Ост-Индской компании беспошлинного ввоза чая в Северную Америку. Американцы пришли в негодование: король, живущий в трех тысячах миль от них, имеет наглость указывать, что им пить. Не говоря уже о том, что подобные действия правителей с далекой родины серьезно подрывали экономику колоний. И вообще, устанавливать налоги должны лица, выбранные самими колонистами, а не в британском парламенте, где колонисты не имеют даже своего представительства.
Дело кончилось тем, что несколько десятков радикалов из движения «Сыны свободы», переодевшись в индейцев и вооружившись томагавками, проникли на три корабля в порту Бостона и за три часа выбросили за борт 342 тюка с прекрасным английским чаем. В Лондоне уничтожение имущества Ост-Индской компании, а по сути британской короны, сочли бунтом. Британское правительство в отместку за диверсию объявило порт Бостона закрытым и ужесточило в Массачусетсе законы, еще более ущемив права колонистов. В поддержку бостонцев в колониях началась кампания отказа от чая, который заменялся травяными настойками или кофе.
«Бостонское чаепитие» стало одним из символов борьбы с британской колониальной администрацией и катализатором войны за независимость США. По сути, чем-то сродни революционному залпу с «Авроры».
1868 год. Выходит в свет роман Льва Толстого «Война и мир»
Прошло 13 лет с момента возникновения замысла романа, семь лет – с начала непосредственной работы над ним, целых два года заняло печатание книги. Как подсчитали исследователи творчества Толстого, автор вручную переписал текст романа 8 раз, а отдельные эпизоды – более 26 раз. Когда наконец закончил, все вздохнули с облегчением: и Софья Андреевна, и издатели.
«Я бесчисленное количество раз начинал и бросал писать ту историю из 12 года…» – признавался Толстой в черновике предисловия к «Войне и миру».
«Вы бог знает что делаете. Этак мы никогда не кончим поправок и печатания», – жаловался издатель Петр Бартенев. «Не марать так, как я мараю, – отвечал писатель, – я не могу, и твердо знаю, что маранье это идет в великую пользу…».
Труд Толстого поистине грандиозен. Исследователи подсчитали точное количество героев «Войны и мира» — их в книге 559, причем 200 из них — вполне исторические лица. У многих из оставшихся есть реальные прототипы.
Прежде чем браться за перо, Лев Николаевич прочел массу исторической и мемуарной литературы. В том числе проштудировал такие академические издания, как многотомное «Описание Отечественной войны 1812 года», историю М. И. Богдановича, «Жизнь графа Сперанского» М. Корфа, «Биографию Михаила Семеновича Воронцова» М. П. Щербинина, материалы французских историков Тьера, А. Дюма-старшего, Жоржа Шамбре, Максимельена Фуа, Пьера Ланфре. Разумеется, самым тщательным образом писатель ознакомился с воспоминаниями непосредственных участников событий — Сергея Глинки, Дениса Давыдова, Алексея Ермолова и многих других. Солидным был и список французских мемуаристов, начиная с самого Наполеона.
Возможно, не все знают, что помимо канонической существует и другая версия романа. Авторская! Эту первую редакцию «Войны и мира» Лев Николаевич привез в 1866 г. в Москву, чтобы опубликовать. Однако, не найдя заинтересованного издателя, вынужден был вернуться в Ясную Поляну. «Все к лучшему!» – решил писатель, когда вскоре обнаружил в только что открывшейся для публичного пользования Чертковской библиотеке много материалов, которые непременно захотел использовать в своей книге. Ну и давай дописывать и переписывать свое произведение. Получилось масштабно.
Однако первый вариант сохранился в архиве писателя, был реконструирован и опубликован в 1983 г. небольшим тиражом в 94-м томе «Литературного наследства». В 2007 г. в издательстве Игоря Захарова книга вышла отдельным изданием под названием «Война и мир. Первый вариант романа». В предисловии издатель охарактеризовал этот вариант пятью пунктами:
«1. В два раза короче и в пять раз интереснее.
- Почти нет философических отступлений.
- В сто раз легче читать: весь французский текст заменен русским в переводе самого Толстого.
- Гораздо больше мира и меньше войны.
- Хеппи-энд».
Права на первую редакцию знаменитого романа Захаров продал во все страны и как редактор, подготовивший издание, получал проценты.
1944 год. Начало гитлеровского наступления в Арденнах
В июне 1944 г. западные союзники по антигитлеровской коалиции открыли наконец второй фронт в Европе высадкой своих войск в Нормандии. В середине декабря немцы перешли к наступлению в Арденнах, целью которого было разгромить англо-американские вооруженные силы в Бельгии и Нидерландах и склонить США и Великобританию к сепаратным переговорам о мире, чтобы иметь возможность полностью сосредоточиться на восточном фронте. В начале операции немцам удалось прорвать фронт англо-американских войск на участке в 80 километров и захватить в плен 30 тысяч американских солдат и офицеров. К январю тяжелое положение союзников в Арденнах стало почти критическим, и Черчилль обратился за помощью к Сталину. «На Западе идут очень тяжелые бои, – писал он союзнику 6 января. – Я буду благодарен, если Вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января…»
Сталин отреагировал мгновенно. 12 января, ранее намеченного срока, советские войска перешли в наступление на широком фронте от Балтийского моря до Карпат. Командующий немецкими силами на западе генерал-фельдмаршал Рундштедт был вынужден снять с Западного фронта 6-ю танковую армию СС, а затем еще 16 дивизий и отправить их на восток. Операция немцев в Арденнах захлебнулась.
1960 год. В Пекине опубликован «Цитатник Мао Цзэдуна», известный на Западе как «Красная книжечка»
В «Книге рекордов Гиннесса» говорится, что тираж книги с 1966 по 1971 год составил 800 млн экземпляров — один из самых больших книжных тиражей в мире (сопоставимый лишь с тиражами Библии и Корана). Предисловие к книге написал маршал Линь Бяо, и это был его «проект». «Для того чтобы по-настоящему овладеть идеями Мао Цзэдуна, необходимо вновь и вновь изучать целый ряд основных положений Председателя, – отмечалось в предисловии. – Некоторые наиболее яркие высказывания лучше всего заучивать наизусть».
Цитаты Мао было велено изучать в том числе в рабочее время. Считалось, что это не отвлекает трудящихся от работы, а наоборот, заставляет их в остальное время работать эффективнее. Организовывались специальные кружки по занятиям с текстом. А для продвижения идей маоизма за рубежи Поднебесной цитаты перевели на все основные европейские и азиатские языки, а также на эсперанто.
Сборник содержит 427 цитат, систематизированных по 33 тематическим главам («коммунистическая партия», «война и мир», «сметь бороться и сметь побеждать», «искоренять ошибочные взгляды», «молодежь», «женщины», «учеба» и т. д.). Объем цитат различный — от одного предложения до развернутого рассуждения в несколько абзацев.
Вот пара типичных примеров из сборника:
«Революция — это не званый обед, не литературное творчество, не рисование или вышивание; она не может совершаться так изящно, так спокойно и деликатно, так чинно и учтиво. Революция — это восстание, это насильственный акт одного класса, свергающего власть другого класса».
«Помимо прочих особенностей шестисотмиллионное население Китая заметно выделяется своей бедностью и отсталостью. На первый взгляд это плохо, а фактически хорошо. Бедность побуждает к переменам, к действиям, к революции. На чистом, без всяких помарок листе бумаги можно писать самые новые, самые красивые иероглифы, можно создавать самые новые, самые красивые рисунки».
После бегства и гибели маршала Линя в 1971 г. печатать «Красную книжечку» безумными тиражами перестали. А после смерти Мао и суда над организаторами культурной революции (1976 г.) прекратилось и организованное изучение цитат.
1981 год. Председатель революционного совета Афганистана Бабрак Кармаль вручает в Москве Леониду Брежневу орден «Солнце свободы»
Фото ТАСС
«Над Афганистаном взошло солнце свободы, и никому не дано погасить его!» – заявил кремлевский лидер, принимая высшую афганскую награду, подоспевшую к его очередному дню рождения.
Западные СМИ назвали случившееся верхом лицемерия: московская марионетка Кармаль, писали они, вручает «Солнце свободы» руководителю страны, оккупировавшей его родину.
Первые подразделения Советской армии вошли в Афганистан 25 декабря 1979 г. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом ГРУ была осуществлена спецоперация «Шторм-333», в результате которой резиденция руководителя Афганистана Хафизуллы Амина была захвачена, а сам он убит. После этого было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК Народно-демократической партии Афганистана одного из ее создателей – Бабрака Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.
Есть мнение, что на роль лидера, особенно в тех сложнейших условиях, Кармаль, что называется, не тянул. По определению командующего 40-й армии Бориса Громова, он был «демагогом высшего класса», «умевшим прикрываться революционной фразой», а потому «не заслуживал доверия ни со стороны своих соратников, ни со стороны народа, ни со стороны наших советников». В своих мемуарах «Правда об Афганской войне» бывший главный военный советник Вооруженных сил ДРА, генерал армии Александр Майоров дал такую оценку Кармалю: «В жизни своей я не любил дураков, лодырей и пьяниц. А тут все эти качества сосредоточились в одном человеке. И этот человек — вождь партии и глава государства!».